Перейти к содержимому

Апостол Петр: все дороги ведут в Рим

    СкачатьMP3

    (MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.8 Mb)

    1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая
    жена Мария путешествуют по Италии. Сенкевич обдумывает
    роман о пребывании в Риме апостола Петра и об основании им
    христианской общины в столице империи. Ему уже ясен
    замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает.
    Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Прежде
    супруги Сенкевич посетили собор святого Петра и базилику
    Сан-Пьетро-ин-Винколи, но писатель не нашел там того, чего
    искал. Сегодня они отправились в южный пригород Рима, в
    катакомбы святого Каллиста.

    – Видишь эти зеленые холмы, Марыся? Под ними
    находятся древние катакомбы. Первые христиане углубили их
    и использовали для захоронения мучеников, казненных в
    Риме. Никто точно не знает размер и сложность
    получившегося лабиринта.

    – Чем же провинились христиане перед Римом? Не могу
    поверить, что их истребляли просто так. Дыма без огня не
    бывает.

    – О, да, дорогая, все началось именно с дыма,
    окутавшего столицу мира, – отвечает Сенкевич,
    – и с огня, охватившего город в ночь на 19 июля 64
    года…

    Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
    Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)

    Великий пожар Рима начался в лавках, расположенных с
    юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем
    была охвачена большая часть города.
    Бедствие продолжалось шесть дней и семь ночей,
    опустошив десять из четырнадцати кварталов города.
    Счету погибшим в огне не было числа.

    – По-моему, Генрик, прежде я уже читала об этом у
    Светония. Нерон мнил себя великим поэтом, собирался
    описать в стихах гибель Трои и в поисках вдохновения
    повелел поджечь Рим. Сам император наблюдал за огнем с
    безопасного расстояния, одетый в театральный костюм и с
    лирой в руках.

    – Кто знает, Марыся? Во всяком случае, многие
    обвиняли в пожаре именно его. Посмотри, что пишет Тацит:
    «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал
    виноватых. Он предал изощреннейшим казням тех, кого толпа
    называла христианами. Их облачали в шкуры диких зверей,
    чтобы отдать на растерзание львам, распинали на крестах,
    привязывали к столбам и поджигали с наступлением темноты
    ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон
    предоставил свои сады…»

    – Я видела это! Знаешь, Генрик, четыре года назад я
    была в Кракове и видела в Национальном музее большую
    картину художника Семирадского. На картине изображен сад
    перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной
    театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его
    ступенях, расположились многочисленные зрители во главе с
    императором. В красочной толпе – сенаторы и
    полководцы, философы и музыканты, игроки в кости,
    танцовщицы и гетеры. В правой части картины изображены
    последние приготовления к казни. Христиане привязаны к
    шестам и обмотаны коконами из просмоленной соломы. Рабы
    запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по
    лестнице, готовый поджечь первого несчастного –
    старика с белой бородой. На раме картины было написано:
    «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

    – Семирадский изобразил факелы, устроенные Нероном
    из живых людей. Сгорая в страшных мучениях, они осветили
    самую безобразную оргию Рима и в то же время
    распространили по миру свет учения Христа. Поэтому картину
    художник назвал «Факелы Нерона, или Светочи
    христианства».

    Посетив катакомбы святого Каллиста, супруги Сенкевич
    возвращаются в Рим по Старой Аппиевой дороге. Писатель
    сидит с правой стороны экипажа. Неожиданно его задумчивый
    взор падает на небольшую белую церковь, отмеченную
    геральдическим щитом с изображением трех пчел –
    гербом аристократического семейства Барберини.

    – Странно. Я ездил по Аппиевой дороге не раз, но
    прежде не замечал этой церкви. Марыся, ты не знаешь ее
    названия?

    – И это у меня спрашивает пан великий писатель?
    Возможно, этот храм – единственный в мире с
    посвящением-вопросом: «Domine, quo vadis?» или
    «Камо грядеши?», что означает: «Куда
    идешь, Господи?» Кажется, Ориген первым записал эту
    историю из Священного Предания. Апостол Петр, спасаясь от
    преследования Нерона, уходил из Рима и на рассвете в этом
    самом месте увидел Спасителя, идущего к Вечному
    городу…

    Радуясь возможности поучить чему-то знаменитого писателя,
    Мария продолжила свой рассказ, указывая на аккуратно
    выложенную дорожку в центре храма, символически
    изображающую Аппиеву дорогу. Но Сенкевич уже не слышал
    жены. Он задумчиво осматривал изображения, украшающие
    стены церкви слева и справа от него: на одном –
    бегущий из Рима святой Петр, напротив – являющийся
    ему Спаситель. Мощная волна вдохновения уносила писателя в
    Рим 67 года от Рождества Христова…

    ***

    – Мир тебе, учитель! Я принес грозную весть с
    Палатина. Император узнал, что вы с Павлом из Тарса
    пережили гонения и находитесь в столице. Он приказал найти
    вас и бросить в Мамертинскую тюрьму. Сейчас отряды
    преторианцев обыскивают все дома в Заречье.

    – Отче, пусть завтра на рассвете Назарий выведет
    тебя из города к Альбанской горе. Там мы тебя встретим и
    заберем в Анций, где нас ждет корабль, чтобы повезти в
    Неаполис и на Сицилию.

    – Скройся, пастырь наш, ведь в Риме тебе не уцелеть.
    Сохрани живое слово истины, дабы не исчезла она вместе с
    нами и с тобою. Послушайся нас, просим тебя как отца!

    Апостол качал головой, однако он не говорил, что не
    покинет Рима, и сам колебался, потому что уже давно в его
    душе поселилось сомнение, даже тревога. Паства рассеяна,
    дело погибло, Церковь, которая до пожара возросла могучим
    древом, обращена в прах властью Зверя. Не осталось ничего,
    кроме слез, воспоминаний, мук и смерти. Уже не раз рыбарь
    Господень воздевал в одиночестве руки к небу и вопрошал:

    – Господи! Что мне делать? Как мне здесь остаться? И
    как мне, немощному старику, бороться с несметной ратью
    злого духа, которому Ты разрешил владеть и побеждать? Нет
    уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей
    Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей, так что ж Ты
    ныне прикажешь мне? Оставаться ли здесь или увести остатки
    стада, дабы где-нибудь за морями мы славили имя Твое
    тайно?

    Комаров Н. Апостол Петр
    Комаров Н. Апостол Петр

    Часто ему мечталось, что вот покинет он Рим, верующие
    пойдут за ним, и он уведет их далеко-далеко, в тенистые
    рощи Галилеи, к тихим заливам Генисаретского озера. И все
    сильнее жаждало сердце рыбака тишины и отдыха, все больше
    тосковало по озеру и по Галилее, все чаще заливали слезы
    старческие глаза. А между тем небольшая горстка оставшихся
    христиан, стоя на коленях, умоляла апостола покинуть Рим.
    И Петр решился. Простирая руки над коленопреклоненными
    людьми, он произнес:

    – Да будет прославлено имя Господне и да свершится
    воля Его!

    На другой день в предрассветных сумерках два странника шли
    по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был
    Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим
    и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над
    седловиной между горами показалось солнце, и странное
    явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой
    диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу,
    спускается с гор и катится по дороге.

    – Назарий! Видишь это сияние – вон оно,
    приближается к нам?

    – Нет, отче, я ничего не вижу.

    – Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в
    солнечном сиянии.

    Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было
    совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали
    колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире
    разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на
    апостола.

    – Учитель, что с тобою?

    Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал
    наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались
    изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на
    колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

    – Христос! Христос!

    И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги.
    Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался
    прерываемый рыданьями голос старика:

    – Камо грядеши, Господи?

    Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся
    грустный, ласковый голос:

    – Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим,
    на новое распятие.

    Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем.
    Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот
    наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический
    посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам
    города. Видя это, юноша повторил как эхо:

    – Камо грядеши, господин мой?

    – В Рим.

    ***

    Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман
    Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был
    переведен более чем на 50 языков мира и удостоен
    Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем
    польского писателя стараниями благодарных читателей
    установлен в стене церкви «Quo vadis?» на
    старой Аппиевой дороге.

    Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект
    “Радио России” и Русской Православной
    Церкви

    Апостол Петр: все дороги ведут в Рим
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/62766.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif