Перейти к содержимому

Рядовой войска Христова

    Мы познакомились с ним в далеких восьмидесятых, в годы так
    называемого «застоя», когда масло сбивалось по
    старинке — из коровьего молока, а не из тренсгенов
    бесплодия, — и дружба не превратилась еще в
    партнерство, любовь — в секс, а вера и честь —
    в товар.

    Монах Нестор (Онук) справа
    Монах Нестор (Онук) справа

    <!–

    Монах Нестор (Онук) справа
    Монах Нестор (Онук) справа

    –>

    Будучи по натуре своей романтиком, я поступил как раз в
    третий вуз. И так как на опыте первых двух я уже понимал,
    что общага любого вуза, а уж, тем более, вуза творческого,
    — место довольно суетное и шумное, то попав после
    Сумского политеха и Киевского театрального, наконец, во
    ВГИК, я тотчас же попытался найти квартиру. И с помощью
    однокурсницы по сценарному факультету, дочери
    преуспевавшего в те годы киносценариста Василиу, за
    смехотворную сумму — 40 рублей в месяц — снял
    у них комнату в старинном двухэтажном особняке в самом
    центре Москвы, в районе метро «Маяковского» на
    улице Медведева.

    Прежде, чем перейти к непосредственному рассказу о герое
    моего очерка, хотелось бы в двух словах остановиться на
    описании этого удивительного особняка. До революции он
    принадлежал семье Рылеевых
    — той самой, из недр которой вышел в свое время
    известнейший декабрист, «разбудивший»
    впоследствии Герцена, а потом и Ленина. Сюда, собирая
    материалы для романа о декабристах, захаживал Лев Толстой.
    Весь второй этаж этого дивного белокаменного
    прямоугольного дома некогда занимал танцзал. Всюду
    высились изразцовые печи, огромные, в три обхвата,
    белокаменные колонны с дорическими капителями, а пол
    укрывал фигурный, уложенный на века паркет. В семнадцатом
    году разбуженные декабристами марксисты-ленинцы разделили
    танцзал на крошечные клетушки, да так, что в одной из них
    возвышалась порой только часть изразцовой печи, а в
    другой, — прямо посреди комнаты, — дорическая
    колонна. В каких-то из этих комнаток так и остались жить
    некогда танцевавшие здесь потомки Рылеева и Толстого,
    другие же заняли праправнуки их кухарок да будущие
    «дети Арбата», а потом уже и Рублевки. Одним
    словом, к моменту моего туда вселения особняк представлял
    из себя огромную, кишащую разношерстной публикой
    «коридорку», которую власть имущие, под
    предлогом давно назревшего капитального ремонта, в срочном
    порядке пытались выселить[1]. В этом кишащем выселенцами
    человеческом муравейнике я и сошелся тогда с местным
    дворником — чернобородым богатырем азербайджанцем
    Аликом и его крошечной, похожей на боярыню Морозову с
    известной картины Сурикова, супругой Катей, которая
    была тогда беременна первым ребенком. После нескольких
    лет, проведенных ребятами среди хиппи, они как раз
    пришли к ортодоксальному православию. Алик бросил
    занятия живописью и зодчеством, Катя — филфак
    университета, и с непримиримостью неофитов они двинули
    к бытовому упрощенчеству и сугубому молитвенничеству.
    Часами ребята могли говорить о Боге, общаясь,
    естественно, только с верующими. И именно для таких вот
    верующих Алик перепечатывал по ночам на
    «Ундрервуде» «Библию», множил
    на тонких полупрозрачных листах «Евангелие»
    и святоотеческую литературу. Несколько раз к ребятам
    уже захаживали бритые мужчины в штатском. Но, обыскав и
    выяснив, что никакой антисоветчины семья дворников не
    распространяет, один раз лениво изъяли
    «Библию» в дорогом кожаном переплете, а в
    другой — унесли с собой нехитрый самодельный
    механизм для брошюровки самиздата.

    Брежневские времена вообще были характерны крайней
    терпимостью к верующим. Достаточно сказать, что
    священников Советская власть буквально обязывала ни о чем,
    кроме Евангелия, на проповедях не говорить. То есть
    безбожная идеологическая машина по подавлению всяческих
    свобод и прав в грозной (для Запада) «Империи
    Зла» блюла исключительную чистоту веры в лоне самой
    Православной Церкви. При этом сама со свечками не
    светилась, чем и не отпугивала от храма потенциальных
    прихожан. Трудно было «достать»
    дореволюционную духовную литературу — это факт. Но
    тут, как, впрочем, и в любой другой области дефицита,
    находились свои незаметные, но и незаменимые
    герои-добытчики. И вот об одном из таких добытчиков на
    ниве духовной литературы я и хотел бы вам рассказать.

    Речь пойдет о монахе Несторе, в миру — Николае
    Константиновиче Онуке.

    Сколько я себя помню, с самой нашей с ним первой встречи
    на квартире у Аликов, монах Нестор (а для нас,
    двадцатилетних, он тогда был просто абстрактный
    «Дедушка») всегда представлял собой человека
    довольно юркого, бойкого, и, в общем-то, незаметного.
    Карие, словно промытые дождем, вечно улыбающиеся глаза,
    окладистая, не то чтобы очень маленькая, но и не бьющая на
    эффект бородка и землисто-серое, доходящее до колен
    пальто, — вот и весь портрет, сохранившийся в моей,
    да и не только моей памяти. Ничего яркого, ни йоты
    нарочитого, ни терции выбивающегося за грани общепринятого
    для среднестатистического православного пожилого мужчины,
    которому далеко за сорок. Я знал его больше тридцати лет,
    но ощущение возраста так и не изменилось, — всякий
    раз передо мною из очередного московского закоулка
    появлялся довольно бодрый среднестатистический
    православный в возрасте где-то за сорок с гаком, —
    типичный солдат и именно что рядовой, а не какой-нибудь,
    скажем, прапорщик незаметного войска Христова.

    Бесшумно входил он в комнату к Аликам всегда с двумя
    тяжеленными сумками. В одной из них приносилась с трудом
    раздобытая в Москве дореволюционная духовная литература, а
    в другой — консервы, крупы, сахар, баранки, хлеб.
    Позже, когда Алики стали многодетными, одна из сумок стала
    все чаще сменяться на сверток: то с Марцелевым одеялом, то
    с горою пеленок и распашонок, то со старенькой детской
    обувью. Но никогда, ни разу в жизни, я не видел, чтобы
    подобно нашему, романтично настроенному и христиански
    определяющемуся молодняку, «Дедушка» вошел бы
    в дом налегке, — просто посидеть за столом с
    гостеприимными хозяевами да выпить на пару с ними крепкого
    чаю с сахаром. Это мы, двадцатилетние романтики, играясь в
    суровое братство первокатакомбников-христиан, в силу своей
    молодости и неопытности просто не замечали, как тяжело
    даже такому богатырю, как Алик, убирать от снега
    пять-шесть участков в самом центре Москвы(!), чтобы каждый
    вечер худо-бедно кормить и поить всю нашу ораву чаем. А
    ведь к Аликам на квартиру захаживали в те годы многие,
    если не большинство, из ныне известных московских
    пятидесятилетних батюшек. Там побывали и Артемий
    Владимиров, и Олег Стеняев, и Михаил Дудко, не говоря уже
    о будущих монахах и даже мучениках за веру, таких, как
    Серафим (Шлыков). Но мы о хлебе насущном как-то все
    забывали, а если и приносили, то лишь изредка. И только
    один «дедушка» помнил о нем всегда. Правда, за
    стол с нами садился он очень редко. А если и садился, то
    чаще куда-нибудь в уголок и там в основном отмалчивался:
    попьет чаю вприкуску с сахаром, помолится на иконы и юрк в
    чуланчик. Там находились его сокровища: два допотопных
    шкафа с дореволюционными фолиантами; круглый,
    восемнадцатого века, найденный Аликом на помойке стол, на
    котором горами вздымались серебреные оклады, иконные
    доски, церковная утварь, рулончики с сусальным золотом,
    — одним словом, все то, что можно было достать с
    трудом, да и то лишь в Москве, за большие деньги, из-под
    полы и по большому блату. Закрываясь в чуланчике на
    крючок, «дедушка» усаживался в старинное
    дырявое кресло с резными разбитыми подлокотниками (Алик
    тоже нашел его на помойке) и либо читал старинные книги в
    драных кожаных переплетах, либо просто дремал, привычно
    перебирая четки. Когда же Алик как-то спросил его:
    «А почему вы, дедушка, никогда с нами не посидите,
    не поговорите о духовном?», то он, покряхтев,
    ответил: «Так у вас слишком вольно. Вон, Джус твой,
    — так патриарха чистит, что прямо страшно слушать. А
    я ведь могу по глупости и подкивнуть ему. Отвечай потом на
    Страшном суде за это. И зачем мне такая напасть?!»

    В другой раз я спорил с Аликами о христианском
    предназначении. Будучи молодым и горячим, я с жаром
    пытался им доказать, что занятия литературой и искусством
    вовсе не противоречат православию, а прямо напротив
    — лишь помогают по-настоящему обрести себя.
    Признаюсь, в те годы мне и в голову не могло прийти, что
    вчерашние хиппи (к тому же, как в случае с Аликом,
    потомственные мусульмане), придя к православию, попросту
    не в состоянии тотчас же приступить к занятиям искусством
    и литературой. Для этого нужно время, чтобы чисто
    умозрительное озарение православной духовностью и
    церковностью перешло в твои плоть и кровь, превратилось бы
    в образ жизни, стало бы мировоззренческою позицией, а не
    оставалось бы просто чужими мыслями, вычитанными из книг и
    пересказанными тобой в бесконечных кухонных спорах. И вот,
    увлеченный соблазном мысли, толкавшей меня на раздор с
    соседями, я решил обратиться за поддержкой к авторитету, в
    частности, к собиравшемуся выйти из дома
    «Дедушке».

    — Ну, скажите хоть вы им, дедушка, — воззвал я
    к нему от стола с дымящимся самоваром, — что сидеть
    и болтать о Боге — это же просто глупо! Вера без дел
    мертва! Ну, почему бы им не заняться литературой?!

    С удивлением обратив на меня внимание, Дедушка ласково
    улыбнулся и, натянув ушанку, чинно перекрестился. Да так
    ничего и не ответив мне, юркнул за дверь, в коридор,
    направляясь с пустыми сумками в очередной свой
    многочасовой рейд по московским букинистическим и
    антикварным лавкам. Я же, раздосадованный его, как мне
    тогда показалось, малодушным молчанием, вскоре ушел от
    Аликов заниматься почти неподъемной для меня в те годы
    кинодраматургией.

    Об отношении же «Дедушки» к литературе я узнал
    значительно позже, годиков через десять, когда мы уже с
    ним подружились. Это произошло на третьей или четвертой
    Аликовой квартире. (Алика, как дворника, все время
    перебрасывали из одного выселяемого на капитальный ремонт
    дома в другой). И вот, в огромной прихожей очередной
    московской коммуналки, «дедушка» протягивает
    мне два брикетика с надписью «Торт» и властным
    тоном, почти по-монашески, приказывает:

    — Иван, сегодня день рождения Кати. Приготовь,
    пожалуйста, к вечеру торт. Поздравим.

    — Так я не умею, — пролепетал я ему в ответ.

    — Писать умеешь — и торт приготовить сумеешь,
    — опять-таки властно, почти как старец послушнику,
    отрезал он.

    И что же вы думаете, вразумленный его наказом, я изучил
    все надписи на брикете: прикупил в
    «Гастрономе» масла, изюма, орешков, вафли и к
    вечеру выпек торт, который даже такая прекрасная хозяйка,
    как Катя, оценила потом на пятерку с плюсом.
    «Дедушка» же, поедая кусок впервые мной
    выпеченного торта, улыбчиво заключил:

    — А говорил «не умею». Писать умеешь
    — все сумеешь. Потому как Словом Господь мир зачал!

    Я навсегда запомнил эти его слова. Ничего более высокого и
    ответственного о литературе сказать попросту невозможно. И
    только намного позже я наконец-то понял, почему на мои
    глупые мальчишеские вопли о том, чтобы Алики занимались
    литературно-художественным творчеством,
    «Дедушка» в свое время просто ласково
    улыбнулся и промолчал. Слишком высоко ценил он дар слова,
    данный человеку от Бога, и слишком хорошо понимал, как
    непросто этот дар слова преобразить в
    художественно-осмысленные образы, которые бы заставили
    человека поднять взор от земного и тленного хоть на
    секунду к Богу. Среднестатистический солдат войска
    Христова, подобно многим простым и некнижным людям,
    «Дедушка» видел жизнь намного трезвей и глубже
    большого числа дипломированных умников, встречавшихся мне
    по жизни. Может быть, потому он никогда и ни с кем не
    спорил, никого не осуждал, никому не досаждал своею
    высокой духовностью и христианской начитанностью, а просто
    тихо и незаметно выполнял свое монашеское послушание, на
    которое был послан в Москву Наместником далекой Почаевской
    лавры
    . Послушание же, как я уже сказал, заключалось в
    те годы в розыске и покупке дореволюционной духовной
    литературы, церковной утвари и сусального золота с
    последующей переправкой их на Украину, в лавру.

    Частенько «дедушка» просил меня или
    кого-нибудь из Аликовых друзей помочь ему дотащить
    чемоданы с церковным дефицитом на Киевский вокзал к
    поезду. Нам было лестно помочь подвижнику в его нелегком
    противостоянии с безбожной советской властью. Каждый, хотя
    бы на полчаса, пока мы катили с «дедушкой» в
    такси от площади Маяковского до Киевского вокзала, ощущал
    себя настоящим героем веры, едва ли не первохристианином,
    идущим на крест за Христом Спасителем. Каково же было наше
    разочарование, когда, подтащив чемоданы к поезду, мы вдруг
    получали от «дедушки» мятую скомканную пятерку
    или червонец на конфетки с чаем.

    — Что вы! — возмущенно отталкивали мы деньги.
    — Как можно! Я же не ради денег. Возьмите свою
    пятерку!

    На что «дедушка», ласково улыбаясь, совал нам
    пятерку обратно в руку и всякий раз втолковывал:

    — Всякий труд, сынку, должен быть оплачен. Даже в
    псалмах, вон, сказано, горько будет в последний день тому,
    кто мзду наемничу удерживает.

    И мы, скрепя сердце, вынуждены были брать эти
    унизительные, — так нам тогда казалось, —
    официантские чаевые. При всем своем романтичном презрении
    к материальной выгоде пойти против Евангелия и Псалтыри мы
    попросту не могли. И кисло махали в след отъезжающему
    составу, в то время как «дедушка», с улыбкой
    помахивая нам из-за окна вагона, отчетливо понимал две
    вещи: во-первых, что, поумерив наш пыл
    «пятеркой», он сбил в наших душах волну
    гордыни, чреватой в дальнейшем большими бедами; а,
    во-вторых, что подобною ссылкою на Псалтырь он навсегда
    преподал нам урок нормального трезвого отношения к
    церковной и не только жизни. Во всяком случае, я не
    припомню случая, чтобы хоть кто-нибудь из тогдашнего
    нашего окружения, став впоследствии батюшкой или монахом,
    не заплатил бы, пусть под самым возвышенным и благовидным
    предлогом, земную мзду наемничу. Никто и никогда не
    забывал и не забывает расплачиваться с людьми, пусть даже
    трижды мусульманами и язычниками, за оказанные нам услуги.
    Иначе ведь, «ГОРЬКО БУДЕТ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, ЕГДА
    ДУША ОТ ТЕЛА РАЗЛУЧАТИСЯ БУДЕТ!» И в том, что мы,
    несмотря ни на какие кризисы, все еще помним эти простые
    христианские истины, — безусловно, заслуга
    «Дедушки».

    Молился «Дедушка» очень много и всегда —
    почти осязаемо — радостно. Когда же я как-то спросил
    его, кто это научил его так хорошо молиться, он с улыбкой
    ответил:

    — Палка с затрещиной научили. В детстве отец
    становил нас — семерых оболтусов — на молитву
    перед иконами. И когда кто-то из нас начинал шалить,
    отвешивал подзатыльник. Вначале, ясное дело, молиться нам
    было скучно. То в сон бросало, то зуд вызывало по всему
    телу, а то и болезненную ломоту. Но после пары-тройки
    крепких батьковских подзатыльников мы поневоле
    настраивались на молитвенную волну. И так, приучившись изо
    дня в день молиться, научились потом и радоваться молитве.

    Родился, кстати сказать, «Дедушка» в самой
    обычной, ничем не примечательной деревне, в пяти
    километрах от Почаевской лавры. После окончания
    церковно-приходской школы с благословения родителей пошел
    монашествовать в Почаев. Приняв постиг с монашеским именем
    Нестор, исполнял послушание на просфорне, полгода
    регентовал. А в возрасте двадцати одного года, в эпоху
    хрущевских гонений на православие, вместе с другими
    почаевцами, в частности, с будущим святым Амфилохием
    Почаевским попал в тюрьму.

     

    Преподобный Амфилохий ПочаевскийПреподобный Амфилохий Почаевский

    <!–

    Преподобный Амфилохий Почаевский
    Преподобный Амфилохий Почаевский

    –>

    — В тюрьме никто меня не обижал, — рассказывал
    как-то «Дедушка». — Даже воры в законе
    уважали церковников и защищали нас от шпаны.

    Отсидев один год за религиозную пропаганду, отец Нестор
    был выпущен на свободу без паспорта, но с одним условием:
    если в течение месяца не пропишется, вновь будет взят под
    стражу и пойдет по этапу уже не как монах, а как простой
    бродяга. Идти отцу Нестору было некуда: либо домой, в
    деревню, либо к себе, в Почаев. Вот
    он и вернулся обратно в лавру. Пожил на свободе недельки
    три, а когда на дороге, ведущей в монастырь, запылил,
    приближаясь, знакомый казенный бобик, с испугу забрался в
    огромный плетеный ларь, стоявший на чердаке в поварне. В
    ларе том хранился заплесневелый хлеб. И именно там, в
    душной и пропахшей плесенью темноте, монах и обрел
    убежище.

    Троица бритых мужчин в кожанках, тщательно обыскав всю
    лавру, но так и не найдя в ней отца Нестора, лениво
    предупредила его собратьев, что вскоре опять подъедет. А
    заодно уж и попросила передать прячущемуся монаху, что
    деваться ему все равно некуда, так что пускай он, мол, сам
    объявится, а не то только хуже будет. И, действительно,
    уже на следующее утро на той же дороге, ведущей к воротам
    лавры, показался знакомый казенный бобик. Предупрежденный
    монахами, отец Нестор снова нырнул во все тот же плетеный
    ларь, предназначавшийся для плесневелого хлеба. А троица
    бритых мужчин в кожанках, вновь обследовав монастырь и
    лениво предупредив монахов о возможном ухудшении доли
    прячущегося, уехала восвояси. И так продолжалось ни много
    ни мало четырнадцать лет. Каждый день с утра к Почаеву
    подъезжал милицейский бобик, трое бритых мужчин в кожанках
    в течение дня тщательно и без спешки обыскивали монастырь,
    а к вечеру, дав соответствующие наставления собратьям отца
    Нестора, уезжали. И только на пятнадцатую весну один из
    этой бритобородой троицы, лениво зевнув, сказал:

    — Передайте своему Нестору: пускай подойдет в
    милицию, получит паспорт.

    Так, отмотав положенную «пятнашку» в ларе для
    плесневелого хлеба, отец Нестор легализовался.

    А уже на следующую весну власти вновь затеяли борьбу с
    Православной Церковью.

    Наместник лавры, видя, что монастырь их вот-вот прикроют,
    вызвал к себе отца Нестора и должно быть от безысходности
    благословил его съездить в Москву, на совет к Патриарху
    Алексию Первому (Симанскому)
    .

    1970-е годы
    1970-е годы

    <!–

    1970-е годы
    1970-е годы

    –>

    Впервые выехав за пределы своего района, отец Нестор
    проявил завидную расторопность и в течение двух-трех дней
    попал на аудиенцию к Патриарху. Выслушав его сетования по
    поводу готовящегося закрытия лавры, Патриарх принял
    единственно правильное решение: он назначил в Почаев
    нового своего наместника. И пока тот принимал дела у
    старого, власти вопрос с закрытием лавры вынуждены были на
    время отложить. Через полгода все повторилось снова. Под
    нажимом властей новый наместник лавры отправил отца
    Нестора по проторенному пути в Москву. Патриарх снова
    сменил наместника, оттянув тем самым закрытие лавры еще на
    какое-то время. И так повторялось в течение пяти лет.
    Власти поджимали, отец Нестор ездил в Москву, один
    наместник сменял другого, вместо умершего тем временем
    Патриарха Алексия Первого монаха Нестора по однажды уже
    установившейся традиции принимал вновь избранный Патриарх
    Пимен (Извеков); но тут, слава Богу, настали блаженные
    времена «застоя», и о Почаеве как-то само
    собой позабылось. Зато умение отца Нестора добиваться в
    Москве желаемого очередным наместником лавры было оценено
    по достоинству. Так «Дедушка» и оказался
    первым в СССР «челноком»-монахом, добытчиком
    древлих икон и старинной церковной утвари.

    «Перестройка» застала отца Нестора на колесах.
    Он по-прежнему ездил из Москвы в Почаев и из
    Почаева в Москву. Но тут Горбачев объявил эпоху
    глобального «новомышленья», и вчерашние
    атеисты-ленинцы принялись дружно каяться. Началось время
    поиска всероссийской «дороги к храму». Всюду
    бурно открывались монастыри и церкви. Страну буквально
    завалили перепечатками дореволюционной и ротапринтной
    духовной литературы. Писание же новых икон и штамповку
    церковной утвари поставили на поток.

    Монаху Нестору показалось, что надобность в нем как
    добытчике дефицита сама собой отпала. И он, надеясь дожить
    в тиши монастырских стен до смерти, вернулся к себе, в
    Почаев.

    Однако человек предполагает, а Бог, как известно,
    располагает и промышляет.

    За время, пока монах Нестор «челночил» в
    поисках дефицита, порядки в Почаеве несколько изменились.
    Новый наместник лавры, подобно многим московским церковным
    барам, обзавелся новеньким «Мерседесом»; всюду
    появились крепенькие уборщицы, работницы трапезной и
    келейницы. Старый монах попробовал было выяснить, до каких
    это пор провинциальный мужской монастырь, в прошлом
    известный на всю Россию строгостью монашеской жизни и
    внутренним благочестием, будет кишеть
    «бабьем». На что новый наместник лавры с
    усмешкой спросил его:

    — Тебе, что, бабы не нравятся?

    — Не нравятся, — строго, по-солдатски,
    отчеканил отец Нестор. — Особенно, когда они прут
    поперед мужиков к причастию; а вы, отец Наместник, ничего
    им на то не скажете. Это же непорядок.

    — Значит, тебе не только бабы, но и наши порядки в
    монастыре не нравятся, — задумчиво произнес отец
    Наместник, после чего по-доброму благословил монаха:

    — Ну, тогда поезжай-ка ты, братец, куда подальше, да
    поищи монастырь по своему вкусу. Двум начальникам в одной
    обители не бывать.

    Так началась новая челночно-подвижническая страница в
    жизни монаха Нестора. Поселившись на первое время в
    Москве, на квартире у одного инвалида детства,
    «Дедушка» через старых своих знакомых,
    подвизающихся теперь в самых разных монастырях России,
    стал пристально изучать нравы, складывающиеся во вновь
    открывающихся обителях. И, к удивлению своему, вдруг
    выяснил, что их нынешняя Почаевская
    лавра
    , из которой его с таким треском недавно
    выставили, по-прежнему является столпом благочестия и
    православного традиционализма в условиях стремительно
    либерализирующейся России. Однако старого тертого
    калача-солдата подобное разложение в его Христовом войске
    не смутило. Напротив, пользуясь своими прошлыми
    наработками и вновь открывающимися возможностями в
    патриарших покоях у Патриарха
    Алексия Второго (Ридигера)
    , он стал собирать материалы
    о наиболее злостных фактах постсоветской монашеской
    раскрепощенности. И буквально за год-другой, с помощью
    Божьей и человеческой, келейно, не вынося сора из избы,
    отправил на покой одного голубого владыку, пяток вороватых
    архимандритов и целое сонмище карасей помельче, которым во
    вновь открывающейся эпохе параллельного служения Богу и
    Мамоне с Астартой объединить Божье и демоническое пока что
    не очень-то удавалось.

    А между тем, в условиях филаретовского раскола
    Православная Церковь на Украине очень нуждалась в знающих
    мудрых людях, которые бы умели четко, по-умному, без
    эмоций, противостоять бесчисленным провокациям не в меру
    разбушевавшихся самосвятцев. И тут былой опыт монаха
    Нестора вновь пригодился. Зная его боевитость и
    умудренность хождениями по любым инстанциям, осажденные
    филаретовцами владимировцы начали то и дело названивать
    «Дедушке» на Москву. И всякий раз, получая
    известие из очередной горячей точки на Украине, старый
    монах покупал билет, стремительно подъезжал на поезде к
    осажденному или только что оккупированному раскольниками
    храму и, оказавшись в толпе возмущенно гогочущих
    православных, начинал… петь. Былая регентская
    закваска, прекрасно поставленный тенор, а также умные
    проницательные глаза тотчас же привлекали к нему внимание
    возмущенных единоверцев. И вот уже через миг-другой вместо
    пустых проклятий и хулиганских возгласов толпа разражалась
    слаженным строгим церковным пением. А после пары-тройки
    совместно пропетых молитвословий монах Нестор брал паузу и
    в тишине уже сухо, по-деловому объяснял собратьям, что и в
    каких инстанциях им надо делать.

    Так, действуя строго по закону и не давая возможности
    филаретовцам спровоцировать беспорядки, всегда выгодные
    расколу, монах Нестор отстоял не один православный храм.

    ***

    Но вот пришла старость, а с ней немощи и неизбежные в
    таких случаях болезни и дряхлость плоти. Почувствовав
    крайний упадок сил, монах Нестор уехал к себе на родину, в
    небольшую украинскую деревушку, расположенную в трех
    километрах от горячо любимой им Почаевской лавры. И там, в
    стареньком отчем доме на берегу запруды написал всем своим
    друзьям совсем не характерное для него ненастойчивое
    приглашение подъехать к нему ровно через месяц, к строго
    определенному дню, в гости. И каковы же были недоумение и
    радость всех тех его друзей, которые, несмотря ни на какие
    трудности, все же нашли возможность откликнуться на столь
    странное приглашение, когда они, зайдя в хату через
    настежь распахнутую дверь к отцу Нестору, вдруг обнаружили
    его в чисто убранной горнице на коленях перед иконами, в
    полном монашеском облачении усопшим на боевом посту.

    Рядовой войска Христова
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/63966.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif