Перейти к содержимому

Святой «широкого профиля»

    Все знают чудотворца и
    скорого помощника Николая
    . Многие водители, даже те,
    которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть
    тропарь святителю «Правило веры и образ
    кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я
    и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается
    покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей
    жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю
    Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое
    время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с
    их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном
    благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы
    избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как
    он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще
    и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за
    которых следует обращаться молитвенно в первую очередь
    именно к этому святому.

    Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный
    телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист
    святому Иоанну
    Воину
    . Я с удивлением спросил, почему именно ему. В
    ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае
    молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было,
    поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу.
    Он ведь святой «широкого профиля».

    Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую
    специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину
    действительно принято молиться о возвращении украденного,
    а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным
    Зосиме и
    Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и
    так далее. Общая логика такого распределения понятна.
    Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в
    жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил
    в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах.
    Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет:
    «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
    когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти,
    прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески
    говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал;
    а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим
    как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к
    лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я
    познан» (1 Кор. 13, 9-12). Тут святой апостол
    говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования
    каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное
    восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах
    уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары
    многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на
    них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.

    Многие современные проповедники говорят, что такое
    утилитарное отношение к святым – отголоски нашего
    языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В
    язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый
    из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности.
    Сразу вспоминается «Золотой теленок»:
    «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили
    весь Союз…». Также и в языческом пантеоне
    – конкуренции между богами нет. Артемида –
    покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап
    – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что
    если заболел – нужно обратиться с просьбой к
    существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до
    Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если
    заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло
    – другому, желудок – третьему. Так было
    оттого, что в то время практически не было разделений
    докторов на узкие специальности. Лекарь – был
    лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего
    тела был бог Эскулап.

    Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем
    себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург
    – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в
    узкой области. И переносим эти же отношения на мир
    духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что
    есть общепризнанные «безмездные врачи и
    целители», к которым Церковь обращается, скажем, во
    время соборования. Раздробленный грехом ум начинает
    выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему
    зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись
    мученику
    Трифону
    , праведному Симеону Верхотурскому – при
    глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому –
    при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная
    поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог
    мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон
    Верхотурский
    … Да простят меня святые угодники!

    Я совершенно не против того, чтобы молиться при
    нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает
    вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать
    не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли,
    помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят
    писать в некоторых современных молитвословах:
    «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и
    то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной
    боли? Конечно, не потому, что во время казни святой
    молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана
    благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его
    житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что
    он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом
    Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и
    Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик
    Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и
    милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и
    при отыскании потерянного… Когда мы
    «загоняем» святых в рамки некоей
    «специализации», мы унижаем благодать, данную
    им. Все наши святые – святые «широкого
    профиля».

    Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в
    плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи,
    что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед
    тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если
    помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так
    же постарается добре управить мой путь, как и святитель
    Николай.

    Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»
    Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»

    Легко
    представить, к чему может привести распределение
    святых по обязанностям путем выдергивания из житий
    определенных фрагментов. К полному абсурду. Можно
    ведь молиться пророку
    Илии
    , если не можешь зажечь огонь, можно взывать
    к пророку Моисею, если собираешься подниматься в
    горы, можно обращаться к великомученице Варваре, если
    собираешься строить баню… Можно с успехом
    объявить Ноя покровителем судостроения, святителя
    Спиридона покровителем производителей стройматериалов
    и, в частности, кирпича, пророка Илию покровителем
    бегунов (бежал же он перед колесницей Ахава около 30
    километров) …

    Самое смешное, что после публикации этой статьи
    интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда
    какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в
    «гугле»: «Кому молиться при постройке
    бани», – выпадет краткое описание этой статьи
    с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны.
    И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы
    прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре,
    думая, что этот священник благословил так поступать. И что
    самое абсурдное в этой ситуации – святая
    Варвара
    откликнется по милосердию своему, если человек
    помолится, как надо.

    Так против чего же я негодую? Против унижения святых.
    Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы
    молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь
    бы мы просили на благое дело, думали о «едином на
    потребу» и искали Царствия Небесного.

    Да, Церковь законоположила в определенных случаях
    обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии
    – во время бездождия. Но даже в священническом
    Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв
    имеет единственного адресата – Господа Бога. Я,
    конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и
    молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти
    «царским путем».

    Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а
    силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в
    молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена
    к Совершителю святых – Богу, затем – к
    Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это
    и будет «царский путь».

    К святым мы обращаемся не как к малым божкам
    «православного пантеона», а как к ближайшим
    друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с
    ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить
    чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное
    пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с
    нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

    Так каков же все-таки критерий выбора святого для
    обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же
    естественная нужда православного сердца, как и молиться
    Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы
    должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в
    душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание
    молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как
    отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.

    Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону
    часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в
    себе. Любая же икона помогает человеку постольку,
    поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому
    немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой
    Богородицы «на всякую потребу»: икона
    «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара,
    икона «Помощница в родах» поможет роженицам,
    икона «Млекопитательница» – кормящим
    матерям, «Неупиваемая Чаша» –
    алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно,
    поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если
    кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или
    пьющий – перед Владимирской,
    Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над
    скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие
    акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение
    Феостирикта монаха»), который есть в любом
    молитвослове. Потому что «у Бога не останется
    бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37), как изрек
    Архангел Гавриил Святой Деве.

    Будем же, братья и сестры, всегда искать православного
    понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое
    понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем
    молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его
    Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да
    помилует и утвердит нас во святой православной вере.
    Аминь.

    Святой «широкого профиля»
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/64969.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif