Перейти к содержимому

Церковный год

    Большинство населения России считают себя
    православными. Понятно, что не все из них регулярно ходят
    в храм и участвуют в церковных таинствах, но Рождество и
    Пасху Христову так или иначе отмечают многие.
    Да и
    СМИ теперь регулярно сообщают нам о православных
    праздниках и постах… Но положа руку на сердце
    признаемся себе, все ли мы понимаем, зачем нам каждый год
    вспоминать одни и те же давно прошедшие события, то, что
    случилось тысячу или две тысячи лет тому назад? Какое это
    имеет значение для нас сейчас? Автор попытался дать ответы
    на эти вопросы.

    Церковный календарь – это не простое воспоминание в
    течение года исторических событий из земной жизни Иисуса
    Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это
    период жизни христианина, в течение которого он
    призывается Церковью взойти на новую ступень духовной
    лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его
    Сына, призывающего каждого из нас к божественному
    совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен
    Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради
    Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса
    возведет», – говорится в церковном песнопении.
    «Для того Бог вочеловечился, – писали древние
    святые, – чтобы человек обожился», то есть
    стал «богом по благодати».

    Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного
    совершенства выверенной веками системой праздников,
    постов, всем строем своего богослужения – суточного,
    седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три
    круга богослужения составляют суть церковных праздников и
    православного календаря.

    В Православии каждое время суток и каждый день недели
    посвящены молитвенному воспоминанию особенного
    Божественного промышления о спасении человечества
    (например, в среду воспоминается, как Иуда сговорился с
    первосвященниками предать им Христа, в пятницу –
    распятие Господа, в воскресенье – Его восстание из
    мертвых). В течение года каждый день в храмах творится
    молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков,
    апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных
    – тех, кто своей жизнью показал нам пример служения
    Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам
    Господом совершенства. Кроме того есть еще ежегодные
    праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой
    Матери. Потому в Церкви каждый день года праздник –
    малый, средний или великий.

    Что же такое православный праздник, как его надо
    понимать и отмечать? Слово «праздник»
    однокоренное со словом «праздный», означающим
    «порожний», «пустой».
    «Праздник» буквально – это день, не
    занятый делами, свободный от работы, порожний от
    вседневной суеты.

    По четвертой заповеди, данной Богом еще Моисею, человек
    должен шесть дней «делать дела свои», а каждый
    седьмой день посвящать Богу – богослужению, молитве,
    добрым делам по отношению к ближним – всем
    нуждающимся в нашей помощи. Кроме каждого седьмого дня
    («шаббата» – дня покоя) Ветхий Израиль
    по прямому указанию Яхве почитал и особые дни года. Так же
    поступают и христиане – Новый Израиль. В такие
    «праздные» от привычной суеты дни человек
    должен погрузиться умом в созерцание Бога и Его благих
    дел, дабы и самому подражать Ему в том же. Издревле в
    праздники христиане совершали особые торжественные
    богослужения.

    В чем же его суть, зачем оно нам?

    Православный праздник есть прежде всего молитва –
    славословие Бога за Его промышление (заботу) о нас –
    Его «блудных сынах», некогда ушедших от Него
    «на страну далечу» за легкой и сладкой жизнью,
    но впавших в скорби, болезни, тоску и уныние от
    однообразия и бессмысленности своего существования,
    духовно изголодавшихся по Его благодати – милующей,
    прощающей, утешающей, исцеляющей, просвещающей,
    вразумляющей, умудряющей, освобождающей нас от рабства
    греху и сатане и преображающей в славу сынов Божиих. Но
    сами мы не знаем, как правильно молиться, славословить и
    благодарить Бога, и потому нам следует учиться этому у
    святых, а для этого – молиться в храме на
    богослужении вместе со всей Церковью.

    Преподобный Петр Дамаскин писал: «Церковь хорошо и
    богоугодно приняла песни и прочие тропари, ради немощи ума
    нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостию
    песнопения, как бы нехотя воспевали Бога. А имеющие
    познание от вникания умом в произносимые слова приходят в
    умиление и, как по лестнице, восходят в благие
    мысли… И насколько мы преуспеваем в навык мыслей по
    Богу, настолько Божественное желание влечет нас достигнуть
    разумения и поклонения Отцу духом и истиною (Ин.
    4: 24), как сказал Господь»[1].

    Праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым
    лицом, что доступно пока только ангелам и святым, уже
    пребывающим на небе. Наши земные праздники – это
    символ и подобие небесного торжества, как хор, поющий в
    храме богослужебные песнопения, символизирует и в меру сил
    подражает хору ангелов, на духовном небе славословящих
    Творца всяческих.

    По своей духовной немощи и малоопытности большинство из
    нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить
    Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить;
    еще не испытали на собственном опыте, что значит
    «преклонить колена сердца» пред Господом, не
    научились «устраняться суетного мира, ум на небеса
    преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не
    нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от
    каждого из нас» (Деян. 17: 27).

    Этому мы можем научиться у святых, у тех, кто многими
    потами, а часто собственными
    страданиями и даже своей кровью стяжали благодать Святого
    Духа, вступили в непосредственное богообщение и передали
    нам свой опыт познания Бога, составив молитвы, праздничные
    и будничные службы на каждый день церковного года. И для
    этого научения мы должны ежедневно молиться дома и как
    можно чаще приходить на службу в храм, если и не каждый
    день, как это делают монахи в монастырях, то, по крайней
    мере, в воскресные и праздничные дни, чтобы вместе со всей
    Церковью боговдохновенными словами древних псалмов и
    христианских гимнов воздавать Богу хвалу за Его милость,
    благость и неизреченную любовь к Своему норовистому и, по
    большому счету, неблагодарному творению.

    Священномученик Сергий (Мечёв), пострадавший за Христа в
    начале прошлого века, говорил, что совершаемое здесь, на
    земле, богослужение есть последовательное раскрытие во
    времени тайн вечности. А для каждого верующего оно есть
    путь, ведущий нас к вечной жизни. Поэтому церковные
    праздники представляют собой не случайное собрание
    памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки
    вечности, прохождение через которые подчиняется
    неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг
    друга в определенной последовательности, как ступени
    единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на
    одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой
    ступени. Тайна богослужения есть величайшая из тайн
    Церкви, которую мы сами не можем постигнуть сразу. Но она
    открыта святым. Поэтому, только входя в их опыт через те
    молитвы и богослужебные песнопения, в которых они его
    запечатлели, прося их помощи за нас грешных, мы начинаем
    прикасаться к этой тайне. И по мере того как через это в
    нас будут рождаться и возрастать элементы вечности, мы
    начнем понимать, что наша жизнь есть только путь, ведущий
    к ней. И тогда, после исхода из сей жизни, мы, быть может,
    сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех,
    кто уже на земле начал входить в Его Вечную Память,
    которая есть величайшее достижение для человека, идущего
    от дольнего к горнему.

    Всем православным христианам важно научиться понимать
    церковный календарь, читать его как книгу, повествующую о
    спасении Богом человеческого рода от власти сатаны, о
    преображении человека, о победе над грехом и смертью.
    Однако чтобы по-настоящему понять эту книгу, ее надо
    прочитывать собственной жизнью, или, как говорил святой Иоанн
    Кронштадтский
    , «жить жизнью Церкви». И
    тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не
    просто «прошлым годом» нашей биографии, а
    новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к
    «небу небес».

    Заметим, что церковный год начинается не 1 января (и даже
    не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14
    сентября по принятому теперь григорианскому («новому
    стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31
    августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник
    церковного года – Рождество Богородицы (8/21
    сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа)
    – переход из временной жизни в вечную. Во временных
    границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает
    год жизни православного христианина, который должен быть
    наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.

    Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале
    церковного года, христианин призывается прожить
    предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как
    время, благоприятное для спасения – духовного и
    телесного труда по очищению себя от греховных страстей и
    стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год,
    уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была
    удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни
    – Успения – и воссоединения со Своим сыном
    Иисусом Христом.

    Этот путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает
    малыми и большими праздниками, главные из которых

    Рождество Богородицы (8/21 сентября),

    Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября),

    Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября),

    Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря),

    Рождество Христово (25 декабря / 7 января),

    Обрезание Господе (1/14 января),

    Крещение Господне (6/19 января),

    Сретение (2/15 февраля),

    Благовещение (25 марта / 7 апреля),

    Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),

    Пасха Христова,
    Вознесение Господне,

    Пятидесятница (Святая Троица),

    Рождество пророка Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля),

    память апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля),

    Преображение Господне (6/19 августа),

    Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

    А также периодами особенного телесного и молитвенного делания
    – многодневными постами. Это посты Рождественский,
    Великий, Петровский (или Апостольский) и Успенский.

    Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата.
    Это не случайно. Православный календарь представляет собою
    соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии.
    Месяцеслов указывает на имена святых, чья память
    празднуется в тот или иной день месяца, а также
    непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют
    постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную
    дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих
    праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица),
    которые не имеют постоянной даты в календаре, но
    перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так
    происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным
    календарем, а Пасхалия – с лунным.

    Правилами Православной Пасхалии определено праздновать
    Пасху Христову в первое воскресение после первого
    весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего
    равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому
    православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22
    марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4
    апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на
    середину церковного года и в календарном, и в духовном
    смысле является его центром.

    Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем
    еще несколько слов о сути церковного праздника.

    Радость праздника

    Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
    Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

    Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть
    старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий
    себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с
    сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых
    греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом,
    исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога
    прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и
    искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи,
    которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве
    Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по
    слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.:
    Ин. 6: 26–59).

    У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин
    Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И
    потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить
    себя к принятию благодати – жизнью по заповедям,
    добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и
    духовной литературы, а когда надо, и длительным постом,
    ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению
    и готовности вместить ее.

    Суть православного праздника заключается вовсе не в
    праздничной трапезе («яствах и питии»), не в
    провозглашаемых за столом тостах и многолетиях, не в том,
    как украшен храм (березками, елями или вербами), а в
    радостном ожидании и в самой встрече человека со своим
    Господом, Который приветствует приходящего к Нему –
    пусть и грешного, но искренне кающегося в своем
    несовершенстве (ибо «Бог и намерение целует»).
    В праздник Господь особенным образом открывает Себя
    человеку, дарует верующим – Своим ученикам –
    радость Свою совершенную (см.: Ин. 15: 11), которой никто
    не может отнять (см.: Ин. 16: 22). В праздники Господь
    вновь и вновь призывает нас к Себе, извлекая из суеты
    будней и тины наших страстей, приподнимает над бренной
    землей, открывая нам Царство Свое будущее, уже пришедшее в
    силе. И это Царство Божие – внутрь нас есть.

    Освободить душу от привычных забот,
    «упразднить», очистить от греховных помыслов и
    нечистых желаний, чтобы в это уготовленное место вошел
    Господь, – вот задача истинного
    «празднолюбца» – верующего христианина,
    идущего в храм на праздник. А вовсе не то, что совершают
    многие: поставил свечку, перекрестил лоб, помазался
    маслицем у священника, да и бегом домой к телевизору. А то
    и того не делают – заглянул в календарь:
    «Праздник что ли? Ну, так у нас, православных, есть
    повод по рюмочке…»

    Нет, не для того Бог сошел на землю, стал Человеком, учил
    заблудших, насыщал голодных, исцелял болящих, был гоним
    соплеменниками, предан ближайшим учеником, распят на
    Кресте, воскрес и перед Своим Вознесением дал повеление
    ученикам проповедовать Евангелие по всему миру и крестить
    все народы. Не для того! Так постараемся стать достойными
    учениками Христа! И если будем не слушателями только, но и
    делателями слов Его, то, заслышав в храме:
    «Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господу и Его
    Пречистой Матери и святым Его!», «Хвалите имя
    Господне…», сердце наше будет исполняться
    неотмирной радостью, а душа приходить в восторг. Потому
    что только у нас есть такой Бог –
    милующий кающихся, прощающий согрешающих, страдающий со
    страдающими, давший заповедь любви до смерти (см.: Ин. 15:
    12–13) и Сам первый исполнивший ее, распявшись за
    нас на Кресте… Только у нас есть
    такой Бог, Который «не для того
    пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать
    душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45).

    Те же, кто еще не испытал на себе действия благодати
    Божией и скучает, стоя на праздничной службе в храме,
    пусть вспомнят слова Спасителя о молитве: «Просите,
    и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят
    вам», ибо «Отец ваш Небесный даст блага
    просящим у Него» (Мф. 7: 7, 11).

    Дерзайте – и вера наша спасет нас!

    Итак, церковный год начинается не в январе, а в сентябре.
    Кратко расскажем, почему и когда это случилось.

    Церковное новолетие 1/14 сентября

    Миротворный круг (схема Зелинского)
    Миротворный круг (схема Зелинского)

    В этот день Православная Церковь празднует церковное
    новолетие – начало нового церковного года, которое в
    соответствии с византийской традицией именуется Началом
    индикта.

    В Римской империи начало индикта было началом финансового
    года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона
    – 15-летнего промежутка времени, который утвердился
    при императоре Константине Великом.
    Официальное византийское счисление по индиктионам
    начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви
    календарное счисление по индиктам было введено в
    царствование Юстиниана I (527–565).

    Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё
    возвращается к своему началу, в юлианском (то есть
    церковном) календаре есть еще «полный церковный
    год»
    продолжительностью почти в полтысячелетия,
    называемый также «Великим индиктионом», а на
    Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532
    года все церковные праздники – неподвижные
    (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и
    подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же
    числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была
    тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому
    календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от
    Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий
    индиктион, который начался в 1941 году.

    Миротворный круг юлианского календаря представляет собой
    совершенное творение в области летоисчисления, гармонично
    сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и
    гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский
    наглядно представил Миротворный круг в виде круговых
    таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений
    определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга
    простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое
    течение времени и циклическую повторяемость
    астрономических явлений по числам юлианского календаря.

    С принятием христианства Русь усвоила византийское
    летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и
    индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси
    начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все
    древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от
    Сотворения мира) произошло слияние гражданского и
    церковного новолетия – началом года официально стало
    1 сентября, которое два века отмечалось как
    церковно-государственный праздник. В этот день совершалась
    особая праздничная служба – «чин
    летопроводства», во время которой епископ с
    процессией выходил на городскую площадь, где пелись
    праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а
    затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм
    для совершения Божественной Литургии.

    В 1699 году Петр I ввел в России европейское
    летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес
    гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном
    гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в
    сфере образования, поскольку в старину учебный год в
    церковноприходских школах всегда начинался с церковного
    Новолетия – 1 сентября, и эта традиция
    распространилась на все учебные заведения.

    ***

    Основным смыслом богослужения в Новолетие (1/14 сентября)
    является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской
    синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии
    (Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он
    помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять
    сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение,
    слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
    проповедовать лето Господне благоприятное». И
    добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное
    вами» (Лк. 4: 16–22).

    Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству
    дарована Богом возможность спасения – избавления от
    несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей
    (богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это
    должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а
    более конкретно – наступающего нового церковного
    года.

    Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни
    человек должен жить как последний, за которым его ждет
    строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший
    год, как и любой другой, надо использовать с духовной
    пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде
    Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа,
    что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6: 33).

    Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в
    мир пришел, ища «удобрити создание» Свое,
    «завещав уставы и лета, во спасение наше».
    Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за
    Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь
    «приносит», то есть посвящает, новый церковный
    год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и
    лета положил». «Начало лета» (то есть
    года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это
    значит, что мы, верующие христиане, даем обещание
    посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а
    не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру
    должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг
    нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме:
    «уклонись от зла и сотвори благо». Потому
    Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие
    начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным
    начинанием»; «сподобить начавшим лето
    (год)» и «скончати благоугодно», чтобы
    «многокружное лето» сие Господь благословил
    «благоплодием», увенчал
    «благословеньми»; чтобы нашим воздаянием за
    понесенные труды, за наше служение Добру стало познание
    Бога – истинного Блага – и наше
    «преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное
    устроение», чтобы нам «славити вседетельную
    Его благость».

    В тропаре праздника Церковь просит Бога: «Всея твари
    Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,
    благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в
    мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси
    ны».

    [1] Петр Дамаскин,
    преподобный. Творения. Б.м. [М.: Скит], Б.г.[1993]. С.
    78.

    Церковный год
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/64058.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif