Перейти к содержимому

Оптинские старцы и их изречения

    Православныя веры светильницы,
    монашества непоколебимии столпи,
    земли Российския утешителие,
    преподобные старцы Оптинстии,
    любовь Христову стяжавши и душу
    свою за чада полагавшии…

    11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни
    просиявших.

    Собор преподобных Оптинских старцев
    Собор преподобных Оптинских старцев

    Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на
    торговой площади, чем одному в пустыне». И еще:
    «Духовное сиротство тяжелее плотского».
    Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения
    точно состоит в приобретении руководителя и отсечении
    своей воли и разума».

    Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по
    заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может
    исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не
    всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или
    то, чего хочет от тебя Господь.

    Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках,
    она заключается в раскрытии законов духовной жизни,
    насколько они применимы к данному человеку в его ситуации,
    в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные
    законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить
    жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к
    спасению.

    Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян.
    Духовное руководство, окормление происходило лично и через
    переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал:
    «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь
    в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью
    Божией… за молитвы великих наших отец».

    Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более
    века и продолжают наставлять нас, своих потомков,
    продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям
    и поучениям как к воде живой и целительной.

    ***

     

    Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
    Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

    Преподобный Лев:

    • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних
      – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные
      смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не
      дадите, а за себя.
    • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно,
      и там хорошо.
    • Делание заповедей Господних животворит душу и даже
      тело твое умиротворит и утешит до обилия.

    Преподобный Моисей:

    • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете
      – за то помилованы будете.

     

    Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
    Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

    Преподобный Антоний:

    • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без
      смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте
      наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от
      послушания, и довлеет вам.
    • Притом замечено святыми отцами, что когда человек
      готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить
      какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол
      причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы
      день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали
      бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают
      различны, но самая главная есть осуждение ближних наших,
      каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения,
      оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
    • Душевное спокойствие приобретается от совершенной
      преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами
      бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не
      хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да
      стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И
      совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего
      не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле
      Божией, будете от души любить его и находить много
      хорошего, чего доселе не видали.

     

    Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)
    Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

    Преподобный Макарий:

    • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там
      сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно,
      что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним
      пребывает – гордость, который доволен заменить и
      прочие.
    • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя
      бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его
      орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше
      устроение.
    • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если
      не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к
      наказанию, или к испытанию и исправлению.

    Преподобный Иларион:

    • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к
      гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит
      примириться с тобою.
    • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь
      имени Божия.

     

    Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
    Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

    Преподобный Амвросий:

    • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть
      сначала и без любви.
    • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится:
      только чуть одной точкой касается земли, а остальными
      непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю
      – и встать не можем.
    • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай.
      Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не
      мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет
      – как случится: это и есть жить проще.
    • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте
      предаться воле Божией.
    • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому
      что с Божией помощью человек может исправить свое сердце.
      Нужно только внимательно следить за собой и не упускать
      случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и
      творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя
      сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только
      прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к
      переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды
      на его исправление.
    • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а
      направление воли. Знайте, что характеры имеют значение
      только на суде человеческом и потому или похваляются, или
      порицаются; но на суде Божием характеры, как природные
      свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на
      благое намерение и понуждение к добру и ценит
      сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и
      побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый
      тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу
      к добру, и окружающие его обстоятельства.

     

    Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
    Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

    Преподобный Иосиф:

    • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел
      исправить, если она нарушает твой душевный покой и
      раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не
      исправишь погрешности погрешностью – она
      исправляется кротостью.
    • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое
      ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое
      в тишине, то так сразу и валится.
    • Как устроились обстоятельства, так и должно жить,
      потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не
      просто случайно, как думают многие современные нам
      новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим,
      непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
    • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем
      роптать.
    • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а
      если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку?
      – лучше держись середины.
    • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По
      своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а
      скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А
      надо слушаться.
    • Как не должно искать чести, так не должно и
      отказываться от нее живущим в обществе для пользы других.
      Налагаемая честь есть также от Бога.
    • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который
      обличает его самого в чем-нибудь.

     

    Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
    Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

    Преподобный Анатолий (Зерцалов):

    • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не
      смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол
      поклонами разбей, страсти не умалятся.
    • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим
      доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь,
      а с ним и спасение.
    • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее
      средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль,
      которая колет гордое сердце, потерпеть.
    • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и
      лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем
      немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь
      спасения.
    • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит –
      поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
    • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима
      всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные:
      туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
    • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не
      смеем требовать.

     

    Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
    Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

    Преподобный Варсонофий:

    • Верный признак омертвения души есть уклонение от
      церковных служб. Человек, который охладевает к Богу,
      прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала
      старается прийти к службе попозже, а затем и совсем
      перестает посещать храм Божий.
    • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает
      такой обстановкой, которая наиболее способствует ее
      преуспеянию.
    • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все
      обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны,
      имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне
      поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к
      ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за
      листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано.
      Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
    • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех
      печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать
      нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче
      могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий
      Господь лучше знает, кому что на пользу.
    • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от
      прохождения обращается в навык, а в молитве нужно
      понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий
      человек, и враг особенно восстает на молящегося.
    • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем
      теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода
      всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со
      всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее
      становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и
      ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За
      Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не
      одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а
      вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень
      трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко
      отпасть от Христа, а тогда – гибель».

     

    Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
    Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

    Преподобный Анатолий (Потапов):

    • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают
      службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не
      заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя
      бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы
      участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он
      скучен.
    • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь
      видит, а на остальное не обращай внимания!

    Преподобный Нектарий:

    • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда
      только придет в голову осуждение, так сейчас же со
      вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя
      согрешения и не осуждати брата моего».
    • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы,
      – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя
      всем одинаково.

     

    Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
    Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

    Преподобный Никон:

    • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на
      земле. Беспечальное место может быть только в сердце,
      когда Господь в нем.
    • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только
      правды Божией.
    • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься
      каким-либо недостатком другого человека и осудишь его,
      впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь
      страдать тем же недостатком.
    • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось,
      делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что
      Господь видит всё.

    Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
    нас!

    Оптинские старцы и их изречения
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/65144.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif