Перейти к содержимому

От Иерусалима земного к Небесному. Часть 1

    «Однажды я ехал в гости к друзьям в старый
    город, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас
    проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и
    приду. Я положил трубку и подумал: невероятно! Более
    десяти лет я живу на Святой Земле, но ощущение радости не
    проходит»! С автором этих строк диаконом
    Александром Занемонцем
    мы беседуем о смысле и истории
    паломничества на Святую Землю, о тех местах, где вы скорее
    всего не бывали, но которые непременно стоит
    посетить.

    Первые русские на Святой Земле

    Диакон Александр Занемонец
    Диакон Александр Занемонец

    <!–

    Диакон Александр Занемонец
    Диакон Александр Занемонец

    –>
    В Священном Писании говорится о том, что нужно
    молиться всегда и везде. Зачем же тогда отправляться
    в паломничество?

    – Несомненно: если хорошо молиться, будет у тебя в
    келье и Афон, и Святая Земля. Многие люди духовной жизни в
    паломничестве не нуждались. Владыка Иоанн
    (Максимович)
    занимался пастырской деятельностью там,
    где был востребован как архипастырь, и без паломничества в
    Иерусалим стал святым. Тем не менее большинству из нас
    необходимы «подпорки», которые помогают нам
    оставаться христианами: посещение богослужений, чтение
    Священного Писания и духовных книг, паломничество.

    – Кто первый известный русский
    паломник?

    – Как только русские люди стали обращаться в
    христианство, так и поехали они на Святую Землю. Самые
    ранние свидетельства мы имеем о паломниках XII века
    – игумене Данииле и княгине
    Евфросинии
    . Игумен Даниил, состоявший, судя по всему,
    в государственном посольстве, оставил описание своего
    паломничества. В нем, кстати сказать, есть замечательные
    ремарки: при том что это лучшие времена русской истории,
    он отзывается об иерусалимском короле Бодуэне следующим
    образом: «Хоть и князь, а как прост в
    обращении». То есть уже тогда русских людей это
    поражало!

    Княгиня Евфросиния отправилась на Святую Землю из Полоцка
    через Константинополь, где жили ее родственники –
    политические эмигранты (она принадлежала к отстраненной от
    власти ветви, и ее отец и родственники уехали не в Лондон
    или Париж, по тем временам, но в Константинополь). Она
    преставилась на Святой Земле, была погребена в лавре
    Феодосия Великого. И с белорусскими паломниками мы всегда
    там оказываемся, потому что она не просто одна из первых
    русских паломниц, а первая канонизированная святая
    Белоруссии.

    Со временем мощи святой Евфросинии перенесли в Киев, а
    затем в Полоцк, где ею был основан монастырь.

    – Игумен Даниил, княгиня Евфросиния –
    это единичные инициативы. Когда начинается массовое
    паломничество из России?

    Святая Евфросиния Полоцкая.Святая Евфросиния Полоцкая.

    <!–

    Святая Евфросиния Полоцкая.
    Святая Евфросиния Полоцкая.

    –>–
    В средние века паломников было немало (за исключением
    периода монгольского ига): ходили люди, отправлявшиеся
    по государственным или церковным делам, ходили купцы.
    До первой половины XIX века это были по большей части
    люди высокопоставленные и обеспеченные, те, кто мог сам
    всё устроить. С ΧΙΧ века начинается
    массовое паломничество простых людей, шедших
    поклониться Гробу Господню. И Русская Церковь совместно
    с Русским государством создает им в помощь Русскую
    духовную миссию и Православное
    Палестинское общество
    .

    – Как в прежние времена паломники добирались
    до Святой Земли?

    – Они плыли на пароходе из Одессы до Яффы через
    Константинополь, где сохранились многоэтажные дома для
    паломников (являвшиеся подворьем русских афонских
    монастырей). Русские паломники не просто ночевали в
    Константинополе, но и поклонялись святыням. Нередко они по
    пути посещали места, связанные с апостольской проповедью в
    Малой Азии и Греции. Поэтому если сегодня русские
    священнослужители имеют отпускные грамоты от архиерея на
    семь-десять дней, то в XIX столетии такие грамоты
    выдавались на год. Паломники оставались на Святой Земле на
    основные праздники церковного года: на Рождество – в
    Вифлееме,
    на Благовещение
    – в Назарете, на Пасху – в
    Иерусалиме, на Преображение
    – на Фаворе. Они проводили здесь целый год и мерили
    своими стопами масштаб Святой
    Земли
    . Те пути, которые Господь, Его ученики,
    Богородица совершали пешком, дореволюционные паломники
    тоже проходили пешком.

    – Значит, путешествие было не только
    длительным, но и дорогостоящим: нужно было оплатить
    пароход, кров, питание, пошлины на
    границах…

    – Да, при этом паломники были из простых людей: всё
    село или весь монастырь собирал своего представителя. Для
    него это была не экскурсия в новую страну и не религиозный
    туризм, а именно паломничество-молитва. Паломнику
    помогали, а он молился на Святой Земле о своей деревне, о
    своем монастыре.

    Русское паломничество: тогда и сейчас

    – Вы работаете и с историческими источниками
    о русском паломничестве, и с сегодняшними паломниками. Чем
    отличаются паломники начала
    XX века от
    нас?

    – Тем, чем Россия начала XX столетия отличается от
    нынешней. Впрочем, архимандрит Антонин (Капустин),
    известнейший начальник Русской миссии, и тогда восклицал:
    «О, Русь! Спрятать бы тебя в далекий чулан и никому
    не показывать!» Но, несмотря на эксцессы, подробно
    описанные у архимандрита Антонина, паломники были в
    основном глубоко верующие, воцерковленные люди. Они знали,
    что такое Преображение и что такое Вознесение, им было
    важно помолиться там, где это произошло. И потом они всю
    оставшуюся жизнь вспоминали в своей деревенской церкви
    Фавор и Елеон.

    – Да… В.Н. Хитрово писал: «В
    старые годы посещение Святой Земли составляло удел
    немногих, которые к нему приготовлялись годами и,
    вернувшись обратно, считая, что совершили всё земное,
    приготовлялись к переходу в Иерусалим
    небесный»!

    – А самое замечательное – преставиться на
    Святой Земле. Немало, кстати, паломников на Святой Земле
    умирало. Мой знакомый археолог копает более-менее
    современные пласты в греческом монастыре святого Онуфрия
    на стыке Кедрона и Геенны Огненной. Он принес мне помянник
    захороненной там паломницы начала века. Также в Иерусалиме
    на склонах Елеонской горы сохранилось христианское
    паломническое кладбище первых веков (сейчас оно
    принадлежит русскому Гефсиманскому монастырю). Интересно,
    что в еврейской традиции оно называется «гробницами
    пророков».

    Нынешнее паломничество из России очень похоже на
    паломничество времен императора Константина, когда
    недавние язычники стали христианами и шли узнать о своей
    вере на места евангельских событий. Паломничество было
    важным катехизическим делом. Так и сейчас. При этом
    нынешние паломники отличаются от туристов. И когда в храме
    Гроба Господня ты встречаешь две группы из России,
    паломническую и туристическую, то порой создается
    впечатление, что это два разных народа. А на самом деле
    одни – еще неверующий русский народ, а другие
    – уже воцерковленный. Ты понимаешь, как христианство
    влияет на человека и преображает его.

    – Чем маршруты XIX века
    отличались от маршрутов XXI века?

    – Многие места не были известны в XIX столетии,
    например Капернаум. Все мы знаем, что Капернаум –
    один из важнейших городов в Галилее. Он связан с
    пребыванием там Господа и Его учеников. Но поскольку город
    был разрушен и заброшен, то в доархеологические времена
    паломники не знали, где именно он находился. Была известна
    Тивериада, где и построили монастырь во имя 12 апостолов
    (апостолы в Тивериаде, скорее всего, не бывали, но
    паломникам нужно было где-то поклониться вблизи
    Галилейского озера). В XIX – начале XX столетия мы,
    благодаря расцвету библейской археологии на Святой Земле и
    раскопкам францисканцев, узнали о местонахождении
    Капернаума, городской синагоги, в которой проповедовал
    Господь, и дома апостола Петра.

    Капернаум. «Белая синагога».Капернаум. «Белая синагога».

    <!–

    Капернаум. «Белая синагога».
    Капернаум. «Белая синагога».

    –>    

    В конце XIX столетия произошло возрождение, не без
    русского участия, многих монастырей на Святой Земле. И
    если паломники середины XIX века видели развалины обителей
    Герасима Иорданского или Георгия Победоносца в Лидде, то в
    конце XIX века они уже приходили в живые, действующие
    монастыри.

    Русские участки, принадлежавшие Русской духовной миссии и
    Палестинскому обществу, обычно находились на расстоянии
    дневного пешего пути. Паломники праздновали Троицу и Духов
    день в Иерусалиме, в русском Троицком соборе, затем
    направлялись к Мамврийскому дубу вблизи Иерихона. Из
    Иерусалима в Иерихон трудно дойти за один день. Поэтому в
    начале XX столетия на середине пути был обустроен русский
    участок Бейт-Захар со странноприимным домом.

    Люди шли караванами, так что были не «группы»,
    а «караваны» паломников. Чтобы попасть на
    Иордан, надо было идти через те места, где жили разбойники
    еще во времена милосердного самарянина. Поэтому караван
    сопровождала вооруженная охрана арабов- христиан. Были ли
    у них гиды? Несомненно – либо из местных
    православных арабов, либо монашествующие. Они показывали,
    где что находится. Гидов, приписанных к Русской духовной
    миссии, не было. Когда приезжали делегации важных гостей
    из России, их сопровождало духовенство миссии. Именно этот
    тип дореволюционного паломничества, который тогда был
    аристократическим, стал в наши дни наиболее
    распространенным.

    – Как революция 1917 года сказалась на
    паломничестве на Святую Землю?

    – Так же, как и на всей русской жизни. Скорее даже
    не революция, а Первая мировая война, когда Османская
    империя, которой тогда принадлежала Святая Земля, и
    Российская империя оказались по разные стороны фронта.
    Паломничество из России прекратилось. На Святой Земле
    осталось до конца своих дней несколько сот русских
    паломников, не имевших возможности вернуться в Россию.

    Паломнический караван.Паломнический караван.

    <!–

    Паломнический караван.
    Паломнический караван.

    –>    

    В 1914 году все связи с Россией прервались. Османские
    власти интернировали русское духовенство и монашество.
    Русские учреждения на Святой Земле оказались под угрозой
    закрытия. Русские на Святой Земле в Первую мировую войну с
    нетерпением ждали победы России над Германией (и ее
    союзницей Османской империей) и дождались: в конце Первой
    мировой войны английская армия освободила Святую Землю от
    мусульманского владычества, и на десятилетия она оказалась
    под британским христианским правлением. Символично, что
    одно из решающих сражений между англичанами и османской
    армией произошло вблизи Армагеддона. После него
    мусульманское правление на Святой Земле прекратилось.
    Победа англичан сохранила инфраструктуру русского
    присутствия на Святой Земле: продолжали действовать
    Русская духовная миссия, Православное палестинское
    общество, русские монастыри.

    Архим.Киприан (Керн).Архим.Киприан (Керн).

    <!–

    Архим.Киприан (Керн).
    Архим.Киприан (Керн).

    –>Русская
    Палестина
    стала частью Русского Зарубежья. И именно
    связи с Русским Зарубежьем в сочетании с христианским
    правлением на Святой Земле помогли пережить трудные
    десятилетия. В иерусалимских дневниках архимандрита
    Киприана (Керна) рассказывается, как он заходил в
    небольшую протестантскую церковь, устроенную в трапезной
    Русской духовной миссии с разрешения владыки Анастасия
    (Грибановского). Там молились английские солдаты или гости
    общины, но их, по его словам, там было гораздо меньше, чем
    англичан в русском Троицком соборе. Инославные
    интересовались Православием, и Русская духовная миссия
    могла дать им адекватный ответ, потому что в ней было
    много образованных людей: владыка Анастасий (в будущем
    первоиерарх Русской Зарубежной Церкви), архимандрит
    Киприан (начальник миссии в конце 1920-х годов) и другие.
    Они знали иностранные языки, могли свободно общаться с
    инославными христианами и своим примером веры вдохновлять
    их. Один из трех русских монастырей в Иерусалиме,
    Гефсиманский, был основан в начале 1930-х годов двумя
    перешедшими в Православие англиканскими монахинями. Эта
    монашеская община сначала обосновалась в Вифании и
    напоминала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Помимо
    монашеской общины, действовали больница и школа. Школа
    существует до сих пор и принадлежит монастырю. Это
    единственная русская православная школа в Палестинской
    автономии. В ней учатся более 400 девочек, работает
    детский приют. Больница со временем превратилась в
    муниципальную больницу Вифании. Так что даже тяжелые
    времена нередко приносят благодатные плоды.

    – Когда русские паломники вернулись на
    Святую Землю?

    – После Второй мировой войны, в 1950-е годы. Это
    были русские эмигранты, жизнь которых к этому времени
    стала легче. Возродил паломничество русский архиерей,
    владыка Мефодий (Кульман). Он жил во Франции и был
    викарием митрополита Евлогия (Георгиевского) и потом
    митрополита Владимира (Тихоницкого). До войны он регулярно
    ездил на Валаам, чтобы оказаться в русской монастырской
    атмосфере, не покалеченной историческими перипетиями.
    После Второй мировой войны, когда это стало невозможным,
    владыка Мефодий отправился на Святую Землю. Там первым
    делом он посетил Елеонский и Гефсиманский монастыри и
    обрел то, что раньше находил на Валааме. Так русская
    Палестина стала для русских эмигрантов частью
    дореволюционной России. И с начала 1950-х годов на Святую
    Землю поехали русские паломники из Западной Европы и из
    США. Они в течение многих лет помогали сохранять русские
    общины на Святой Земле, особенно в те годы, когда русская
    Палестина находилась на территории Иордании. Жить на
    территории Иордании русским было политически неплохо, но
    экономически очень тяжело. Владыка Мефодий предпочитал
    останавливаться именно в русских монастырях, чаще всего в
    Вифании.

    Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана).Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана).

    <!–

    Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана).
    Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана).

    –>Изменение
    условий паломничества произошло после 1967 года, когда
    Святая Земля объединилась в составе государства
    Израиль. Паломники владыки Мефодия пишут, что теперь
    можно «прилетать на авионе» в
    «европейский аэропорт» и путешествовать на
    «автобусах с кондиционерами».

    А в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз и
    Россия, Украина, Белоруссия установили дипломатические
    отношения с Израилем, целый поток паломников хлынул из
    этих стран. С каждым годом их становится все больше и
    больше.

    (Окончание следует.)

    От Иерусалима земного к Небесному. Часть 1
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/64329.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif