Перейти к содержимому

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841)

    24 октября мы празднуем память первого Оптинского старца,
    преподобного Льва.

    Преподобный Лев ОптинскийПреподобный Лев Оптинский

    Преподобный
    Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, родился в городе
    Карачеве Орловской губернии. О его семье известно
    немного: родители его были простые мещане, по-видимому,
    бедные, так как Лев Данилович, будучи человеком
    выдающихся умственных и нравственных достоинств, не
    имел возможности вести своё дело и заниматься
    собственным хозяйством. Он вынужден был трудиться за
    жалование приказчиком у купца, торговавшего пенькою и
    конопляным маслом в городе Болхове той же губернии. В
    те давние времена слово «приказчик» ещё не
    было в ходу и таковых называли просто
    «работник» или «малый».

    Лев Данилович слыл «малым» честным и верным,
    расторопным и смекалистым, и поэтому пользовался доверием
    и уважением хозяина. В жизни будущего старца особенно явно
    являл себя Промысл Божий, обращающий все жизненные
    обстоятельства на пользу духовную: любящим Бога всё
    содействует ко благу.

    По роду своей деятельности Лев имел возможность общаться с
    людьми самых разных сословий и состояний, и, имея
    прекрасную память, и такие качества, как любознательность,
    наблюдательность, дальновидность, приобрёл множество
    разнообразных и полезных сведений. Хорошо знал почти всю
    Россию: жизнь дворянства и купечества, военную и флотскую
    службу, быт простого народа. Все эти знания пригодились
    ему потом как духовному наставнику, окормляющему пасомых.

    Видя усердие и добродетельную жизнь своего
    «малого», хозяин предложил ему руку своей
    дочери, но у Льва Даниловича были совсем другие планы, и
    от выгодной женитьбы он отказался наотрез.

    В 1797 году, на 29-ом году жизни, молодой человек поступил
    в монастырь в Оптину Пустынь и сразу же ревностно принялся
    за труды монастырской жизни, да так, что за 2 года этими
    непомерными трудами успел расстроить своё крепкое
    здоровье. Несколько раз приходилось будущему старцу
    переходить из одного монастыря в другой, то в поисках
    духоносного наставника, то желая укрыться от славы
    людской. В 1801 году в Белобережской пустыни он был
    пострижен в монашество с именем Леонид, в том же году
    рукоположен во иеродиаконы, а затем во иеромонахи.

    Столь быстрое рукоположение не послужило поводом к
    превозношению смиренного инока, не угасило его ревности,
    наоборот, он возрастал духовно. Как-то раз клиросная
    братия отказались петь бдение, пытаясь принудить
    настоятеля исполнить их требования. Настоятель не захотел
    уступать неразумному домогательству и, смиряя своевольную
    братию, велел пропеть бдение отцу Леониду с другим братом.
    Отец Леонид весь день трудился на послушании и возил сено.
    Усталый, покрытый пылью, не успевший даже вкусить ужина,
    он беспрекословно отправился на клирос отправлять бдение.
    Таково было послушание у будущего старца, а, по словам
    святых отцов, истинные старцы получаются из настоящих
    послушников.

    Уже в то время молодой иеромонах проявлял необычное
    человеколюбие и прозорливость. Один брат, впавший в
    прелесть, взобрался на колокольню и кричал оттуда во
    всеуслышание, что прыгнет вниз и не разобьётся, ибо его
    подхватят ангелы. Отец Леонид в этот момент трудился на
    послушании. Внезапно он оставил работу и побежал на
    колокольню, где успел схватить прельщённого, уже
    собравшегося прыгать вниз, за край одежды, не дав ему
    погибнуть душой и телом.

    Молодой иеромонах так преуспел в духовной жизни, что это
    было явно видно окружающим, и в 1804 году братия избирает
    отца Леонида настоятелем монастыря. Само избрание застало
    смиренного инока в трудах послушания: он варил квас для
    братии, уклонившись от участия в выборах. Братия всем
    собором явились на квасоварню, сняли с будущего настоятеля
    фартук, взяли из рук его черпак и повезли в Орёл для
    представления его владыке Досифею.

    Начальственная должность не изменила смиренный нрав отца
    Леонида. По делам обители он часто отправлялся на простой
    телеге с одной лошадкой, да ещё и садился сам за кучера.
    Как-то пришлось ему поехать по делам монастыря в Карачев с
    одним из иеромонахов обители, отцом Гавриилом. Отец
    Гавриил, собираясь в поездку, приготовил праздничное
    облачение. Выйдя на улицу, он, вместо ожидаемого экипажа с
    кучером, увидел телегу с впряжённой в нее лошадкой, и
    удивленно спросил отца Леонида:

    – Где же кучер?

    На что настоятель ответил:

    – Какой? Чтобы у меня для одной лошади трёх кучеров?
    Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь, –
    я сяду. А это что? Камилавочник и ряска? Да я и сам
    камилавки не беру с собой. А ты, если берёшь с собой такой
    парад, так садись на моё место, а я лошадью править буду.

    И сам сел на предок. Сконфуженный отец Гавриил унёс весь
    свой «парад» в келью, и попросил отца
    настоятеля позволить ему сесть на месте кучера. Вот таким
    начальником был отец Леонид.

    Господь послал ему опытного духовного наставника,
    схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия
    Величковского
    . Отец Феодор поселился в Белобережской
    пустыни в 1805 году, а в 1807 его постигла, не без Божьего
    Промысла, тяжёлая болезнь: 9 дней он не принимал пищи и 3
    суток находился в летаргическом сне. После этого, испытав,
    по-видимому, сильные духовные переживания, возжелал более
    уединённой и безмолвной жизни.

    По любви и уважению к старцу, ему тут же построили келью в
    лесу, в 2-х километрах от обители, где он поселился с
    другим подвижником, иеросхимонахом Клеопою, в пустынном
    безмолвии. Скоро к ним присоединился и отец Леонид,
    который добровольно сложил с себя настоятельство и принял
    здесь келейный постриг в схиму с именем Лев.

    Три подвижника подвизались в глуши, пока Промысл Божий не
    повелел им сменить место жительства. Новому настоятелю
    монастыря не нравилось, что мирские посетители и
    монастырская братия обращались к пустынникам за духовным
    руководством. К тому же нечаянный пожар спалил их келью,
    и, хотя они отстроили новую, но жить в ней им долго не
    пришлось. Отец Феодор, постоянно гонимый по зависти врага,
    был вынужден уехать в Палеостровскую пустынь, где прожил 3
    скорбных года. Отец Лев с больным отцом Клеопою
    переселились в 1811 году в Валаамский скит, куда в
    следующем году удалось перейти и самому старцу Феодору, и
    сотаинники воссоединились.

    Около 6-ти лет они провели в Валаамском скиту, и своей
    мудростью, духовной высотой привлекли многих братий,
    искавших духовного руководства. Возрастали духовно и сами,
    так что местный юродивый Антон Иванович говорил о них
    иносказательно: «Торговали здесь хорошо». Но
    гонения продолжались: игумен обители стал выражать
    недовольство против старцев, которые, по его мнению,
    лишали его самого права быть единственным духовным
    руководителем братии.

    Отец Лев с отцом Феодором (подвижник отец Клеопа скончался
    в 1816 году) перебрались в Александро-Свирский монастырь,
    где подвизались до кончины старца Феодора. Отец Лев после
    смерти старца решился перейти со своими учениками в более
    уединённое место. Узнав о его желании, многие стали
    предлагать ему перейти к ним в обитель, в их числе были
    братия Площанской пустыни и только что устроенного скита в
    Оптиной пустыни.

    Отец Лев побывал на давно желаемом богомолье в Киеве, и,
    поклонившись мощам угодников Божиих в пещерах, изъявил
    своё желание поехать в Оптину. Премудрый Господь, однако,
    сотворил этот путь не прямым, а через Богородицкую
    Площанскую пустынь, где в то время о даровании ему
    духовного наставника пламенно молился отец Макарий,
    будущий Оптинский старец и любимый ученик, сподвижник и
    сотаинник преподобного Льва. Промысл Божий свёл их вместе
    во время короткого (полгода) пребывания отца Льва в
    Площанской пустыни. Эта встреча позволила им потом
    воссоединиться в Оптиной, куда преподобный Лев приехал с
    шестью учениками в 1829 году, а преподобный Макарий
    последовал за ним в 1834 году.

    Оптина стала последним местом земного пребывания
    преподобного Льва, здесь он прожил 12 лет – до самой
    смерти в 1841 году. Преподобный стал первым Оптинским
    старцем, родоначальником всех старцев Оптинских,
    наставником преподобного Макария и великого Оптинского
    старца преподобного Амвросия.

    Оптинская братия приняли отца Льва с великой радостью, как
    дар небесный. Оптинский скит в то время был очень беден,
    не отстроен до конца: вокруг маленькой деревянной церкви в
    честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна с
    небольшой деревянной колокольней стояли несколько
    неоштукатуренных домиков, крытых тёсом. Ограды вокруг
    скита ещё не было, обнесён он был только плетнём, да и то
    не весь, зато вокруг скита шумел многовековой сосновый
    бор. С северной стороны скита находилось место для пасеки
    и небольшой домик, предназначенный для отца Льва,
    поставленный специально в отдалении, чтобы старца могли
    невозбранно посещать и монашествующие, и миряне.

    Настоятель отец Моисей поручил духовному руководству
    старца всю братию, и сам стал окормляться у него. Таким
    образом, старец руководил всей духовной жизнью обители, да
    и дела внешней стороны жизни монастыря решались под его
    духовным руководством. Старец достиг высокой меры
    духовного возраста и во всеоружии духовной силы вышел на
    новое великое служение, к которому призван был Промыслом
    Божиим.

    Преподобный Лев был великим молитвенником. Находясь почти
    непрерывно среди людского горя, скорби, суеты, он в то же
    время непрерывно пребывал в молитве. Один из учеников
    преподобного рассказывал, что в те редкие минуты, когда
    старец оставался без народа, он так погружался в молитву,
    что забывал о келейнике, не слышал его объяснений, и тому
    приходилось несколько раз повторять одно и то же.

    Преподобный Лев имел живую веру в Промысл Божий и во всех
    затруднительных случаях жизни уповал на Господа. Он писал:
    «Архипастырь наш, по наговорам, нами недоволен. Но
    Архиерей грядущих благ, Господь Бог наш, более сего знает
    и следственно может более нами управлять. И так паки реку
    о сем: буди воля Господня!»

    «Милосердый же Господь исполняет и обращает всё в
    Свою волю и на пользу нашу, хотя, по-видимому, и
    противными нам средствами и последствиями…»

    Когда враг воздвиг на старца гонения через людей, не
    понимающих сути духовного старческого окормления, и
    притеснениями Калужского епископа преподобный Лев был
    стеснён в приёме посетителей, ему приятно было успокоиться
    и передохнуть от трудов своих. Хотя о своём собственном
    покое он никогда не заботился, а всегда жалел страждущих,
    но и в этом случае с упованием полагался на волю Божию:
    «Бог силен помочь и без моего недостоинства»,
    – говорил он.

    Преподобному были присущи смирение и кротость, никто не
    видел его гневающимся или раздражённым, унывающим, никто
    не слышал от него ропота. Мирный дух и радость
    сопутствовали ему постоянно. Старец говорил: «Я живу
    и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув
    всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого,
    кроме Бога». Так, уповая на Господа, он оставался
    неколебим среди гонений, доносов и клеветы, нападений
    врагов видимых и невидимых, как скала посреди обуревающих
    её волн. Старец Феодор, духовный наставник преподобного
    Льва, называл его «смиренный лев».

    Отец Лев стяжал высокие духовные дары: дар исцеления душ и
    телес человеческих, дар неразвлекаемой непрестанной
    молитвы, дар духовного рассуждения. Он мог точно постигать
    и указывать духовным чадам, что угодно или неугодно Богу,
    мог верно судить о душевном и духовном устроении других
    людей, ясно мог распознавать дух истинный и дух прелести:
    действие благодати Божией и прелесть вражию, хотя бы
    тонкую и сокровенную. Он имел от Господа и дар
    прозорливости, читал в душах своих чад их сердечные тайны,
    сокровенные помыслы, напоминал забытые грехи.

    Если было необходимо, старец мог смирить и обличить
    человека, но вместе с тем до тонкости понимал, кто что
    может понести, и как, и чем кого утешить, поэтому даже при
    строгом обличении человек не уходил от старца неутешенным.
    Один из чад отца Льва вспоминал:

    «Бывало, батюшка сделает мне такой строгий и грозный
    выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится
    как дитя, и так умиротворит и утешит, что на душе
    сделается легко и отрадно; и уйдёшь от него мирный и
    весёлый, как будто батюшка меня хвалил, а не
    укорял».

    В присутствии старца люди ощущали мир, духовную радость,
    сердечное успокоение. Приходили часто со скорбями, с
    горем, а покидали келью умиротворённые, радостные. Другой
    его ученик вспоминал: «Ещё замечал над собою, живши
    в монастыре: иногда нападала на меня тоска, уныние, и
    жестоко бороли помыслы. Пойдёшь, бывало, к батюшке
    утешиться в своих скорбях, и при вступлении в его келью
    вмиг всё исчезнет, и в сердце вдруг почувствуешь тишину и
    радость. Батюшка спросит: «Зачем пришёл?»
    – А ты и говорить не знаешь что. Возьмёт батюшка
    маслом помажет из лампады, да благословит; и пойдёшь из
    его кельи с сердечною радостью и душевным миром».

    Старец знал, кого и как можно обличить. Как-то
    новоначальный брат оскорбил старого монаха, и оба пришли
    жаловаться к отцу Льву. Для всех было очевидно, что во
    всём виноват новоначальный. Но старец рассудил не так. Он
    сказал старому монаху:

    – Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным? Он
    только что пришёл из мира, у него волосы ещё не успели
    отрасти, с него и взыскивать-то строго нельзя, коли он
    недолжное скажет. А ты сколько лет в монастыре живёшь и не
    научился внимать себе!

    Так они и ушли, причём новоначальный брат торжествовал,
    чувствуя себя полностью оправданным. Когда же вскоре он
    пришёл к старцу один, тот взял его за руку и сказал:

    – Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришёл из
    мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых
    монахов оскорбляешь!

    Неожиданное вразумление так подействовало на
    новоначального брата, что он стал просить прощения в
    глубоком раскаянии.

    Был в Оптиной один брат, который часто просил у старца
    позволить ему носить вериги. Старец со многих снимал
    вериги, и этому брату объяснил, что не в веригах спасение.
    Но тот настаивал. Тогда преподобный решил показать
    желающему носить вериги его истинный духовный возраст.
    Позвав к себе кузнеца, старец сказал ему:

    – Когда придёт к тебе такой-то брат и будет просить
    тебя сделать ему вериги, дай ему хорошую пощёчину.

    Когда в следующий раз этот брат стал снова просить о
    веригах, старец отправил его к кузнецу. Брат с радостью
    прибегает в кузню и говорит кузнецу:

    – Батюшка благословил тебе сделать для меня вериги.

    Занятый делом кузнец отвесил ему пощёчину со словами:
    «Какие тебе еще вериги?» Не стерпевший этого
    брат ответил тем же, и оба отправились на суд к старцу.
    Кузнецу, конечно, ничего не было, а брату, желавшему
    носить вериги, старец сказал:

    – Куда же ты лезешь носить вериги, когда и одной
    пощёчины не мог потерпеть!

    Старец учил держаться простоты, искренности, нелицемерия,
    которые притягивают благодать Божию: «Непритворство,
    нековарство, откровенность души, – вот что приятно
    смиренному сердцем Господу».

    Часто людей обуревает склонность к учительству, к
    непрошеным наставлениям, к замечаниям, которые они любят
    раздавать направо и налево. Когда у старца спрашивали,
    следует ли делать замечания, поправлять новоначальных
    братий, видя их в некоторых поступках неосмотрительными
    или делающими что-либо неблагопристойно, преподобный Лев
    отвечал:

    – Если ты обязан более внимать себе, если ты не
    имеешь на то благословения от начальника и признаёшь себя
    подверженным страстям, то не входи никак в те предметы и
    случаи, кои до тебя не касаются. Молчи. Всяк своему
    Господеви стоит или падает. Старайся всемерно сам не быть
    соблазнителем ближних. Врачу, исцелися сам!

    Козельский житель Семен Иванович рассказывал о том, как
    преподобный Лев учил терпеть скорби: «В тридцатых
    годах (прошлого девятнадцатого века) я, как и после,
    занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с
    матушкою в своём домике; лошади у нас не было, а была
    порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту
    повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то
    на базар. Так, бывало, и пробавлялся. В это время стоял у
    нас в доме солдат поляк, но потом отошёл от нас и сбился с
    толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор
    и стащил колёса с нашей повозки.

    Объяснил я батюшке отцу Леониду своё горе и сказал, что
    знаю вора и могу отыскать колеса. «Оставь,
    Семёнушка, не гонись за своими колесами, – ответил
    батюшка, – это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие
    наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А
    если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то
    больше будешь наказан». Я последовал совету старца,
    и, как он сказал, так всё и сбылось.

    В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор,
    вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо и хотел
    пройти с ним чрез огород; а с огорода в это время шла моя
    матушка и встретила его. – “Куда ты, –
    сказала она, – это несёшь?” Тот бросил мешок с
    мукой и убежал.

    Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова,
    – мы решились продать её. Нашли купца, сторговались
    и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не
    брал от нас коровы; наконец взял её к себе. А в следующую
    за тем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стаивала
    наша корова, без сомнения, чтобы свести её; но её уже там
    не было. Так опять Господь, по молитвам старца, избавил
    нас от напасти.

    После сего чрез много лет был со мною и третий подобный
    случай, уже после смерти моей матери. Оканчивалась
    страстная седмица, и наступал праздник
    Пасхи
    . Мне почему-то пришло на мысль перенести все
    свои нужные вещи из своего домика к сестре соседке. Так я
    и сделал. А как наступал первый день праздника, я запер со
    всех сторон свой дом и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту
    утреню я проводил радостно; а теперь, сам не знаю от чего,
    в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю:
    окна повыставлены, и дверь отперта. “Ну, думаю себе,
    должно быть был недобрый человек”. И действительно
    был; но так как все нужные вещи перенесены были мною к
    сестре, то он и ушел почти ни с чем.

    Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки отца
    Леонида, что, если понесу малое наказание Божие, то больше
    уже Бог не станет наказывать меня».

    Обращавшимся к нему за духовными советами монашеской
    братии и мирским посетителям преподобный Лев помогал и в
    телесных болезнях, указывая на испытанные народные
    средства. Преимущественно он употреблял для лечения так
    называемую «горькую воду», которой у него
    выходило в день иногда более целого ушата. И после кончины
    старца эту воду в обители продолжали приготовлять и
    раздавать страдающим внутренними болезнями, но после него
    она уже потеряла ту многоцелебную силу, какая в ней была,
    чтобы помогать от всяких болезней, хотя от некоторых
    помогала.

    Часто старец отправлял страждущих в Воронеж к мощам в то
    время новоявленного угодника Божия, святителя Митрофана. И
    часто больные возвращались поблагодарить старца за
    выздоровление, иной же раз такое исцеление совершалось
    даже в пути. Многим душевно и телесно больным старец
    оказывал благодатную помощь, помазывая их елеем от
    неугасимой лампады, теплившейся в его келье пред Владимирской
    иконою Бoжиeй Матери
    .

    Приводили к старцу и бесноватых. Было также немало и
    таких, которые прежде сами не знали, что они одержимы
    бесом, и только в присутствии старца, по обличении им
    таившейся в них прелести, начинали бесноваться.

    «Вскоре по поступлении моем в Оптину пустынь (около
    1832 года), – рассказывал отец игумен П., –
    когда келейниками у отца Льва были отец Геронтий, отец
    Макарий Грузинов и Павел Тамбовцев, привели к старцу
    бесноватую крестьянку, которая во время беснования
    говорила на иностранных языках. Старец читал над нею раза
    три молитву, мазал её елеем от неугасимой лампады пред
    иконою Божией Матери и давал ей пить это масло. В другой
    раз её приводили к старцу ещё больною, а в третий уже
    исцелённою. Когда же Тамбовцев попросил её поговорить, как
    говорила она прежде, на иностранных языках, она сказала:
    “И, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках?
    Я и по-своему-то (по-русски) едва говорю и насилу хожу.
    Слава Богу, что прежняя болезнь-то моя
    прошла”».

    Как-то раз приведена была к старцу отцу Льву шестью
    человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца,
    упала пред ним и сильно закричала: «Вот этот-то
    седой меня выгонит. Была я в Киеве, в Москве, в Воронеже,
    никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец
    прочитал над нею молитву и помазал ее святым маслом из
    лампады у иконы Божией Матери. После молитв старца
    бесноватая тихо встала и пошла из его кельи. Потом
    ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая, а после
    кончины старца с верою брала с могилы его землю для других
    больных, и они также получали от нее пользу.

    «Я помню, – рассказывал Киево-Печерский
    иеросхимонах Антоний, – пришла к старцу отцу Леониду
    одна женщина, у которой была на груди рана. Отбросив
    стыдливость, она открыла её старцу в присутствии всех нас,
    его келейных. Батюшка, ничтоже сумняся, омочил свой
    указательный перст в елей, теплившейся пред святой иконою
    Матери Божией лампады, помазал рану женщины и отпустил её
    домой. Чрез неделю эта женщина пришла к старцу с
    благодарением и всем нам заявила, что рана её зажила
    вскоре после того, как старец помазал её елеем».
    – «Бывало нередко, – прибавлял отец
    Антоний, – придёт к батюшке больной, еле ноги
    волочит, а от него идёт бодро и весело и всем объявляет
    свою радость, что исцелён».

    В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть,
    перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых
    Христовых Таин. Перед кончиной преподобный Лев сказал
    обступившим его чадам: «Ныне со мной будет милость
    Божия». Старец крестился и повторял много раз:
    «Слава Богу!», ликуя душой среди тяжких
    телесных страданий. Лицо его всё более светлело, и он уже
    не мог скрывать ощущаемой им духовной радости в уповании
    на будущие воздаяния от Господа.

    В болезни тело и руки старца были холодными, и он говорил
    любимым чадам и своему келейнику Иакову: «Если
    получу милость Божию, тело моё согреется и будет
    тёплое». По кончине тело старца стояло 3 дня в
    храме, не издавая нисколько смертного запаха, и согрело
    всю одежду и даже нижнюю доску гроба. В день кончины
    преподобного служили всенощную в честь памяти святых отцев
    семи Вселенских Соборов.

    В 1996 году преподобный Лев был причислен к лику
    местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года
    – Юбилейным Архиерейским Собором Русской
    Православной Церкви – прославлен для общецерковного
    почитания. Мощи старца покоятся во Владимирском
    храме Оптиной Пустыни
    .

    Преподобне отче наш Льве, моли Бога о нас!

    Преподобный Лев Оптинский (1768-1841)
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/65147.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif