Перейти к содержимому

Проповедь о проповеди



    Писание
    привычно умножает слова для усиления смысла и словно
    возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть
    небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью
    умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть
    еще «проклятием ты проклят»,
    «умножая, умножу» и многое другое. В мире
    бизнеса есть подобное удвоение. Есть не только продажи,
    но и «продажи продаж», т.н.
    «франчайзинг». У нас назрела необходимость
    в проповеди о проповеди. Она должна быть
    направлена на самих проповедников, чтобы разбудить,
    взбодрить и научить.

    В этом нети ничего странного. Есть ведь учителя, то есть
    те, кто учит детей и взрослых. Но есть и учителя учителей,
    т.е. те, кто учит учителей. Для студентов есть профессора.
    Для профессоров – академики. Есть лестница вверх по
    мере усложнения задач. Один режиссер снимает фильм для
    массы потребителей. Другой – для некоторых
    режиссеров. Одним словом, это – стандартное явление
    в мире людей, и нам нужна проповедь о проповеди, и
    проповедь для проповедников.

    Им нужна, к примеру, хорошая память. Ее нужно
    разрабатывать. Когда-то были мастера-чтецы или
    декламаторы. Они могли перед аудиторией наизусть читать
    огромные куски художественной прозы, и, поверьте, на
    выступлении такого мастера полет мухи слышно было. Почему
    бы и нам не тренировать память на лучших образцах хорошей
    литературы?

    Еще есть ораторское искусство. Найти тему, развить ее и
    донести до слушателя – задача такого искусства. Этим
    надо заниматься. Демосфен с камешками во рту и Цицерон над
    речью в свете масляной лампы – наши хорошие
    товарищи.

    Гомилетика – наука о произнесении проповедей –
    у нас существует. Но существует по остаточному принципу,
    как культура – в Советском Союзе. Кое-что есть?
    – Этого хватит. А в это время реклама проповедует,
    сатирики и комики говорят без отдыха (все упорно
    тренируются, надо сказать), политики «толкают»
    спичи, кино и музыка тоже занимаются своеобразной
    проповедью. Можно ли молчать в это говорливое время?
    Навряд. Но священники сомневаются в своих возможностях.
    Они не уверены, получится ли у них. Еще им совесть
    связывает язык (самый благочестивый и опасный враг
    проповедника). Еще они боятся осуждения коллег, зависти,
    неодобрения начальников. Поэтому многие служат так, как
    служил отец Иоанна Предтечи после зачатия сына –
    молча. Открывают рот только для возгласов и объявления
    служб на следующую седмицу.

    Или этой практике придет конец, или нам всем придет конец,
    что сказано не для красного словца, а по истине.

    Говорение это творчество, и говорение это Таинство.
    Говорение открывает тайники и обнаруживает скрытое во
    мраке. (Вот почему коллеги могут осуждать, и начальники
    могут быть недовольны сказанным). Говорение это
    предоставление возможности Богу действовать здесь и
    сейчас. В бессловесном мире Бог действует грозами и
    бурями, потопами и землетрясениями. А в нравственном мире
    Бог меняет людей посредством слова.

    Мы, священники, должны были бы часто собираться для того,
    чтобы поделиться опытом успехов и поражений, поделиться
    темами, поднятыми в приходах, ободрить и окрылить друг
    друга. Это так же естественно, как семинары врачей и
    собрания педагогических коллективов. Дело за малым –
    перевести желаемое в сферу действительного. Когда нужное
    слово сказано, то полдела уже сделано. Вот я сейчас пишу
    эти строки, и если их кто-то прочтет, то процесс не сможет
    не запуститься. Пусть меньше, чем нужно и хуже, чем
    хочется, но он начнется. Таково свойство сказанного слова.

    Павлу неоднократно являлся Господь Иисус и велел не
    бояться и не умолкать. Петр и Иоанн, после битья по слову
    архиерея, отказались молчать о Воскресшем Христе. Исайя
    велел не умолкать всем, говорящим о Господе. Иезекииль по
    слову Божию даже сухим костям проповедовал, и это слово не
    было без плода. Иеремия хотел было, но не смог сдержаться
    и давал выход словам, горевшим в груди его, как огонь в
    хворосте. Всюду делу сопутствовало слово, дело рождалось
    словом и слово меняло жизнь.

    Нужны группы для изучения Писания и святоотеческой
    письменности. Саму письменность эту надо осознанно
    разделять на аскетическую, догматическую и нравственную.
    Эти области не стоит смешивать, чтобы знать, что и для
    чего читать; что и кому проповедовать. Группы ревнителей
    христианского образования нужны. Группы любителей Слова.
    Группы общения единомышленников. Все это нужно весьма и
    весьма, и если кто должен чувствовать в этом нужду, то
    священник – первый. Не всю же жизнь быть
    требоисполнителем, и оплачивать «тихое и безмолвное
    житие» невежеством паствы.

    Для стимула можно пойти священнику на репетицию любого
    театра. Сколько труда интеллектуального, и эмоционального,
    и физического нужно затратить актеру, чтобы сказать
    что-то
    людям со сцены!

    А еще можно пойти на тренировку спортсмена-олимпийца.
    Сколько пота нужно пролить, сколько всякой ненормативной
    всячины от тренера выслушать, чтобы в конце концов с
    медалью на груди заплакать на пьедестале под звуки гимна!
    И так – везде. Так можно ли нам, не для страны, а
    для Господа, и не на сцене, а на амвоне трудясь,
    добиваться успеха без соответствующих затрат нравственных,
    умственных и физических? Вопрос риторический, и ответ
    «можно» даже поросенок бы не произнес, если бы
    разговаривать сумел.

    Так давайте же засядем за книги, и обменяемся книгами.
    Давайте будем делать выписки из прочитанного и доверять
    бумаге яркие мысли, время от времени посещающие всех людей
    без исключения (!). Давайте разлепим рот, залепленный чем
    попало, только не страхом Божиим, и начнем говорить с
    людьми: до службы, в средине службы, после службы, за
    пределами службы. Со временем из всего этого могут
    родиться школы проповедников и катехизаторов, столь
    необходимые жаждущим душам.

    Дары ведь имеют свойство умножаться, как только,
    принесенные нами, попадают в руки Христа. Не верите
    – прочтите еще раз об умножении хлебов. Сколько еды
    было, и сколько людей наелось! Рыб так бы и осталось две,
    а хлебов – пять, если все это лежало в сумке у
    апостолов или того мальчика, о котором в тексте упомянуто.
    Но принесли Христу и – накормили тысячи. Мы же часто
    вообще никого не кормим, потому что семинарские и
    академические знания храним в дипломах и значках, а людям
    не несем все, что учили долгими годами. Вот оно и
    плесневеет, а не умножается.

    Простая арифметика. Сложите приблизительно в уме –
    сколько часов лекций выслушивает за три-четыре года ученик
    семинарии. А если еще и Академии? Получится страшенная
    цифра. Теперь попробуйте сложить – сколько часов
    проповедей произносит условно выбранный священник лет за
    пять-семь служения? Получится, что в сравнении с
    выслушанными поучениями за годы учебы, произнесенные
    поучения в годы служения, это – наплакал кот. Вопрос
    – зачем учился? Зачем таланты в землю зарыл и в
    оборот не пускаешь? Не страшно, что ли?

    Все ведь когда-то летали, все под ногами земли не
    чувствовали. Духом пламенели, Господу служили. А потом
    незаметно мохом обросли, крылья сложили, лишний вес
    набрали, так что не взлетишь, стали усталыми скептиками и
    внешне успокоились. Если это – норма, то мы –
    не христиане. Нужно опять начинать летать. И полет этот
    должен быть мысленным и словесным. Потом – все
    остальное.

    Это наше Святое Святых, чтобы нам смертью не умереть и не
    быть проклятием проклятыми.

    Проповедь о проповеди
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/63086.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif