Перейти к содержимому

Пророк Илия: три тысячи лет спустя



    Пророк Илия
    Пророк Илия

    Кто
    не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все,
    даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к
    такому далекому прошлому, что он становится
    совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства
    людей ассоциативный ряд, связанный с этим
    уникальнейшим человеком, оказывается либо
    полусказочным: если гремит гром — это
    «Илья пророк по небу на колеснице едет»,
    либо совершенно бытовым: «Илья пророк —
    косьбе срок». Вот, собственно, и все.

    Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он —
    святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450
    лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не
    умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает
    удивительную новую правду о Боге.

    Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в
    современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад.
    Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от
    родной веры. По имени называли себя израильтянами, по
    образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство,
    безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень
    напоминает нашу современность?

    А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам
    ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех
    граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то
    удивительным образом его не положили в психиатрическую
    больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не
    посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он
    ненормальный, но лучше его не трогать.

    Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян
    засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это
    время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не
    было. Не было и дождя.

    Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от
    засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон
    приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил
    Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей
    благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во
    дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть
    месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и
    ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в
    Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), —
    сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь
    веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем
    богоизбранном народе достаточно благочестивого человека,
    чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но
    и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя
    для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная
    вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия,
    оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие
    «сынов Авраама».

    Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым
    словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у
    меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в
    кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена
    два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына
    моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12).
    Посмотрите: «Жив Господь Бог твой».
    Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом,
    Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что
    даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно
    ставит себя вне «законных» почитателей Бога,
    вне народа еврейского, подчеркивая это словом
    «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем
    Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не
    кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не
    сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину,
    она — ветхозаветная «самарянка» и
    достойна всяческого уважения.

    Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В
    стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить
    свой скот. И вот израильский царь — нечестивый
    идолопоклонник Ахав — решил поискать новые пастбища
    и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк
    Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии,
    «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как
    скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах
    библейский язык чрезвычайно сдержан. За этой краткой
    констатацией факта мне видится намного большее. Как может
    царь «пойти»? Как вообще царь
    «выходит» и «идет»? И из других
    библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что
    правитель не ходит один — его окружает свита,
    оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного
    числа в данном случае — простая метафора. Логично
    предположить, что и здесь Ахав «пошел»
    навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот,
    попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и
    удобнее понять полноту картины — представим, как бы
    это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж
    с мигалками, впереди и сзади — полицейские
    мотоциклы, в центре — бронированный лимузин с
    тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий
    силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из
    современных духовных авторитетов может своим появлением
    остановить президентский кортеж? Я не имею в виду
    церковных иерархов. Я имею в виду авторитет
    духа. Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина
    выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий
    Израиля?» (3 Цар.18:17) — говорит Ахав, а его
    телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка
    озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и
    дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и
    идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), — отвечает
    пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя
    приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне
    кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его
    горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо
    Божественная ревность разжигала его сердце.

    Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со
    служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая
    сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет
    огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек
    — врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять
    святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и
    копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились
    своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя
    ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не
    все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов.
    Вероятно, в другое время они и могли совершать
    разнообразные «знамения» и
    «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы
    Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и
    упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В
    стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала,
    скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким
    голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят
    чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он
    проснется!» (3 Цар.18:27).

    Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил
    из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца,
    ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще
    более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его
    немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и
    тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь
    собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть
    Бог!»

    О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты
    восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа
    своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил
    на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого
    идола. Так было и после разделения еврейского царства на
    Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам
    поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от
    Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его
    отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни
    восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил
    объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь
    они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали
    всю правду о «богах серебряных и золотых».
    Только мало верили этому учению… Так было и потом,
    при Христе Спасителе. Так было и при Илии.

    Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении
    небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как
    в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает
    расправиться с Илией в отместку за убиение своих
    лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав,
    который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ,
    увидевший святость пророка.

    Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно
    посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня
    на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться
    понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно
    представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и
    трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и
    ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы
    Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это
    более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава
    — идолопоклонницу Иезавель — чудо не
    вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в
    соседнюю Иудею, в город Вирсавию.

    В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился
    Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже,
    Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих»
    (3 Цар.19:4), — говорил пророк. Как часто и мы, как
    и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час
    испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И
    сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и
    кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу… Может
    быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что
    этот святой — столп веры и благочестия, но, в то же
    время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо
    было есть и пить — его чудно питал Бог. Его томили
    уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в
    идолопоклонстве — Господь Сам утешал его.

    «Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) —
    кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании
    мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет
    твою душу?»

    Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не
    только к пророку, но ко всему человеческому роду,
    мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет
    до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил:
    «Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти
    тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что
    ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и
    Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше,
    нежели они?» (Ин.21:15).

    И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге
    Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили
    Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я
    один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3
    Цар.19:10). Так и мы говорим сейчас: «Господи,
    посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и
    пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили
    колени свои перед бесами в сектах…» И, также
    как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть:
    «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с
    неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий
    ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын
    Человеческий пришел не губить души человеческие, а
    спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил
    Илии.

    «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот,
    Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий
    горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре
    Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении
    Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь;
    после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3
    Цар.19:11–12). Вот оно — явление любви Божией.
    Это одно из немногих мест Ветхого Завета, где Господь так
    трогательно показывает Свое превышающее всякое наше
    понимание смирение, нисходящее за род человеческий
    не только до Креста, но и до ада. До пришествия в мир
    Спасителя люди знали Бога как Судию, праведного
    мздовоздаятеля: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
    наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
    рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), поскольку
    нравственное состояние еврейского народа было таково, что
    подчас удержать людей от греха можно было одним страхом
    наказания, да и это не всегда останавливало «род
    строптивый и развращенный». И лишь иногда в Ветхом
    Завете Господь являет все истинное величие Своей
    Божественной любви. И, наверное, только в этом месте
    Господь являет еще и величие Своего смирения. Он как будто
    бы говорит нам: «Вы свидетели раздирающей горы и
    сокрушающей скалы силы Моей, но не это Мое лицо; вы
    испытали на себе сотрясающие наказания Мои, но не это Моя
    сущность; вы видели сожигающий гнев Мой, но не в этом Я.
    Но когда вы созерцаете смирение Мое и любовь Мою, знайте,
    что это истинно являюсь Я». Пророк Илия —
    первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа
    любви Божией.

    И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и
    окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса,
    где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. Предание
    говорит, что перед Вторым пришествием Господа Иисуса
    Христа на землю будут посланы пророк Илия и святой Енох
    (Быт. 5,24), и будут проповедовать покаяние отступившему
    от богопочитания роду человеческому, и будут убиты за это.
    Но это уже дела грядущие.

    Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии?
    Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как
    будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В
    чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может
    подражать слону?

    Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его
    небоскребом веры наши обители веры — всего лишь
    жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно
    напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с
    неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и
    накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь
    не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с
    Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же
    святому пророку в ревности. Даже наше маленькое
    молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да
    будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно
    слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на
    землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»!
    (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность,
    которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение,
    гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым
    человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь
    попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.

    Пророк Илия: три тысячи лет спустя
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/63201.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif