Перейти к содержимому

Святой

    Святитель Лука Войно-Ясенецкий
    Святитель Лука Войно-Ясенецкий

    Есть такой тип церковных тетушек: ездят с прихода на приход, ссылаясь на чьи-то благословения, передают батюшкам приветы неведомо от кого, поклоны от незнакомых братий и сослужителей, и рассказывают всякие новости: рассказывают, рассказывают…
    Ну, думается, коли уж такие тетушки есть, наверное, они зачем-то нужны. Впрочем, не знаю. А один старый архиерей, — кстати, весьма серьезный философ, — называл их: «шаталова пустынь» и утверждал, что они, напротив, ни для чего не нужны.
    Поди, разберись тут…

    И вот три таких тетушки заявились в храм к моему приятелю, когда мы как раз собирались уезжать в Троице-Сергиеву Лавру. «Благодать-то какая, — говорят, — и нас возьмите!» Посадили их на заднее сиденье.

    Дорогою две из них тараторили, не переставая. Сначала сказали, что приехали по рекомендации Виктора из Псковских Печор, с которым приятель мой будто бы служил в армии. Тот вспоминал-вспоминал, и что-то плохо у него получалось: немудрено — все ж таки прошло тридцать
    лет…Потом нам поведали, что у диакона Николая из какой-то епархии родился четвертый сын, а у протоиерея Петра — восьмая дочка. Мы очень порадовались за  отцов, о существовании которых даже не подозревали, и
    которые, между тем, настругали столько детишек. Далее начались рассказы о мироточениях и других чудесах, перемежавшиеся разными сплетнями, так что пришлось тему разговора сменить:

    — А что это подружка ваша молчит? — спросил
    мой приятель.

    — Да она только начала воцерковляться: еще стесняется батюшек, — в суетливости своей они не заметили, что добродетельную скромность поставили человеку в укор…

    Однако тут же набросились на попутчицу с уговорами и увещеваниями. Некоторое время она сопротивлялась,
    повторяя: «Да кому это интересно?» — но в конце концов согласилась рассказать какую-то свою историю.

    Дело происходило в конце пятидесятых годов, когда рассказчица была студенткой. Жила она тогда в Симферополе.
    Случилось с ней сильное недомогание, и отвезли ее на «скорой» в больницу. И вот лежит она в приемном покое и час, и другой, и третий… Сознание временами стало покидать ее, а возвращалось все реже и реже…

    Вдруг сквозь мглу, сквозь пелену видит она: спускается по лестнице старичок в белом халате. Медленно спускается,
    осторожно, перила цепко так перехватывает… Подошел он, склонился над ней, — а глаза у него — белесенькие, словно слепые. И спрашивает дежурную медсестру:

    — Давно привезли?

    — Часа три, наверное, если не больше.

    — А почему не оперируют?

    — Партсобрание ведь! Отчетно-выборное! Не велели тревожить ни в каком крайнем случае.

    Он приказал:

    — Быстро в операционную! — и добавил: —
    Ей осталось жить двадцать минут…

    Здесь сознание снова покинуло умирающую. Очнулась она уже в операционной: на стене висела икона Пресвятой
    Богородицы, и слепенький старичок молился перед этой иконой…

    — Я успела подумать, — вспоминала рассказчица, — что мне страшно не повезло: мало того, что хирург — слепой, так еще и время теряет, хотя сам сказал,  что осталось двадцать минут. И вдруг я — безбожница, комсомолка, выбросившая бабушкины иконы, — взмолилась: «Пресвятая Богородица, спаси!» Я знаю, что говорить не могла — рот у меня пересох, и
    губы не шевелились: я обращалась к Богородице мысленно, но старичок, подойдя ко мне, сказал: «Не тревожься — спасет»…

    Операция прошла замечательно, и больную через несколько дней выписали. Спустя годы узнала она, что оперировал ее
    Симферопольский архиепископ Лука — великий хирург Войно-Ясенецкий… Такая история.

    В Лавре мы с приятелем занялись своими делами, а тетушки отправились восвояси.

    Впоследствии рассказчица стала монахиней одного из женских монастырей. А подружки ее все снуют и снуют по приходам.

    Святой