Перейти к содержимому

Введение во храм Пресвятой Богородицы и подвиг веры Ее родителей

    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век
    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

        

    Дети – цветы жизни. Они радуют родителей и в то же
    время испытывают и обучают их. Испытывают на прочность
    любви и обучают смирению.

    Дети – первый признак брака. Не
    главный, но всё же первый. Когда по улице идут парень с
    девушкой, о них можно подумать всё что угодно. Если между
    ними топает еще и карапуз, то факт семьи уже можно
    констатировать с уверенностью.

    Когда видишь детей, оставшихся без родителей (неважно, по
    какой причине), то всегда воспринимаешь это как искажение
    нормальности, грех человечества. И когда видишь родителей
    без детей, это также воспринимается как извращение:
    «Вы что, только для себя живете?» Может, так
    когда-то смотрел в храме первосвященник на Иоакима и Анну?
    Ошибочное восприятие характерно для падшей человеческой
    природы.

    В 25 лет ребенку рад почти каждый родитель. В 45 –
    не каждый уже и обрадуется.

    Наверное, от возраста супругов все-таки зависит, насколько
    муж и жена радуются известию, что у них в семье будет
    прибавление. В 25 лет ребенку рад почти каждый родитель. В
    35 – всё еще рад. В 45 – не каждый уже и
    обрадуется. Но не надо сразу думать, что если человек не
    обрадовался ребеночку в 45 лет – значит, он плохой.
    Нет, конечно же. Просто в наше время, чтобы поднять
    ребенка на самостоятельные ноги, нужно потратить лет 20. В
    лучшем случае. Это вам не какой-нибудь XV век, когда в 13
    лет девочек уже отдавали замуж, а женились в 16. Поэтому
    многие родители с недоверием смотрят на повторное
    отцовство лет в 40–45. Это ж надо до 60–65 лет
    ребенка подымать! Я встречал таких людей и вполне их
    понимаю. Особенно в стране, где средняя продолжительность
    жизни не дотягивает до 70 лет.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент
    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент

    Поэтому
    я отчетливо осознаю: чем старше люди, которые
    отважились в очередной (или первый) раз завести
    ребенка, тем больше они уповают на Бога и меньше
    – на свои немощные человеческие силы.

    Как священнику, мне приходится сталкиваться с бездетными
    людьми, которые спрашивают у меня совета, но главное
    – ищут Божией помощи в деторождении и усердно
    молятся о даровании дитяти. Недавно я задумался, сколько
    бы молился об этом я. До 30 лет, скорее всего, молился бы
    точно. До 35 – да. До 40 – может быть. Дальше
    – не знаю, не знаю. После 45 лет я наверняка бы
    смирился с отсутствием родных детей.

    Я взвешиваю всё это, и меня поражает всё больше жизнь
    святых
    Иоакима и Анны
    . Иоаким и Анна – это не просто
    глубоко уповающие на Бога люди. Это какие-то исполины
    благочестия. Они молились о даровании дитяти не только
    после 45 лет, но и в 50, и в 55, и в 60,
    и в 65… Предание говорит, что Преблагословенная
    Дева Мария родилась у Анны, когда престарелым родителям
    было около 70 лет… Какую же надо иметь ВЕРУ, чтобы
    молиться о рождении ребенка в 70 лет? Какую, я спрашиваю
    вас, нужно иметь ВЕРУ даже не для того, чтобы
    получить просимое, а хотя бы чтобы дерзнуть в
    молитве произнести это? Для меня
    это то же самое, что молиться: «Дай мне способность
    летать».

    Какую же надо иметь ВЕРУ, чтобы молиться о рождении
    ребенка в 70 лет?

    Для меня это то же самое, что молиться: «Дай мне
    способность летать»

    Вы когда-нибудь боялись произнести слова молитвы? Из-за
    того, что чувствовали: Господь может исполнить ваше
    прошение? Если да, то вы меня поймете. Иоаким и Анна
    надеялись на исполнение своих молитв о
    рождении ребенка и в 70 лет. Что нужно думать о Боге, о
    себе и о грядущем родиться ребенке, чтобы молиться о
    разрешении неплодства в 70 лет? Во что нужно вменять свои
    силы, чтобы отважиться на это? Я пишу эти строки – и
    ужасаюсь. И хочу, чтобы и вы ужаснулись. Ужаснулись нашей
    с вами вере и вере этих родителей, которых Церковь
    вспоминает каждый день на утреннем богослужении. Когда
    Сарра невольно узнала о своей возможности забеременеть в
    старости, она просто рассмеялась (см.: Быт. 18: 12)
    – потому что не верила, что может 90-летняя утроба
    родить. Святая Анна не усомнилась молиться о чуде и горько
    плакала, что Бог не исполнял ее прошение… Воистину
    – познай разницу между Ветхим Заветом и Новым,
    который начинается даже не с Иоанна
    Предтечи
    , а с родителей Пресвятой Девы.

    Думали ли Иоаким и Анна о том, что некому будет
    позаботиться о ребенке, если внезапная смерть заберет их
    обоих? Думала ли Анна о том, что недостанет у нее сил
    выносить и родить дитя, а потом растить маленького
    человечка? Отгоняли они от себя эти мысли молитвой
    «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне
    бояться?» (Пс. 26: 1)? Или такие помыслы под
    действием благодати Божией вообще не посещали их? Кто
    может знать сие! Склоним благоговейно головы в трепете
    перед священной двоицей богоотцов.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первосвященник встречает Деву Марию
    Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первосвященник встречает Деву Марию

    Долго я недоумевал, почему так мало Пресвятая Дева пробыла
    в лоне семьи. Почему только три года наслаждалась святая
    Анна своим материнством? Ответ пришел через известное
    пророчество: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо
    твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает
    Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись
    Ему» (Пс. 44: 11–12).

    Что всю жизнь греет наше сердце, а в трудные минуты дает
    нам силы? Конечно, воспоминания нашего детства. Каким бы
    оно ни было, ты возвращаешься туда, где вырос, – и
    как будто напитываешься жизненной энергией. Я думаю, что
    ничего мистического здесь нет, есть скорее некие
    психические моменты. Отними у человека детство – и
    он станет намного злее и жестче. Измени детство – и
    изменится всё остальное.

    Только с этой точки зрения понятно, почему Пресвятой Деве
    нужно было забыть «дом отца своего». Чтобы
    храм Божий стал для нее настоящим Домом Отца, чтобы к
    таким детским воспоминаниям: молитвы и
    богослужения – возвращалось Ее сердце снова и снова,
    в них отогревалось и черпало силы. (С этой точки зрения
    понятно, почему и проповедник покаяния – святой
    Иоанн Предтеча – рос сиротой в пустыне.) Только
    такая чистота могла быть залогом того, что
    «возжелает Царь красоты» Ее.

    Поэтому такое внимание уделяет Церковь вроде бы частному
    событию из жизни Богородицы. Введение во храм – это
    не столько зачисление в девичий пансион при храме, сколько
    всыновление в доме Божием. Это тот момент всемирной
    истории, когда всё человечество в лице Иоакима и Анны
    отдает Богу лучшее, что у него есть, –
    Преблагословенную Дочь Адама и Евы. Отдает с тем, чтобы
    через Нее совершилось спасение тех самых Адама и Евы и
    всех, кто от них. Здесь человечество поднялось до самой
    верхней точки, до которой могло подняться без Христа,
    – и дальше уже нужно было снисхождение Господне,
    чтобы освятить всех и спасти.

    Помолимся убо, братие, почтим молитвенно сегодня и Деву, и
    родителей Ее. Отдадим сегодня и мы лучшее, что у нас есть,
    Богу: наши молитвы и воздыхания, освященные постом.
    Отдадим самые светлые и возвышенные стремления нашей души,
    и Господь в ответ, как водится, придет и вселится в нас, и
    очистит нас от всякой скверны. Аминь.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы и подвиг веры Ее родителей
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/66410.htm
    Православие.Ru — Встреча с Православием.
    Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
    https://2024.andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif